Александра Ершова
Автомобильный фанат и водитель со стажем 14 лет. В автомобильной журналистике более 10 лет. Увлекается автоспортом и фотографией.

Вся правда о техосмотре: разбираемся в деталях

4373
Вся правда о техосмотре: разбираемся в деталях

Шумиха, раздутая интернет-изданиями вокруг новых правил технического осмотра, создала еще больше путаницы в умах автомобилистов и журналистов. Мы попытались расставить все по своим местам.

Вопрос о возвращении технического контроля за состоянием автомобилей поднимается регулярно. Власти еще в 2015 году подумывали было вернуть технический осмотр легковых автомобилей, который был отменен в 2011 году. Но решение не было принято окончательно. И обязательный контроль за техническим состоянием транспортных средств оставили лишь для грузовых, коммерческих и специализированных транспортных средств.

В конце 2017 года на рассмотрение в Верховную Раду был подан законопроект под номером 7317. В нем говорилось о том, чтобы привести осмотр к нормам ЕС и сертифицировать частные СТО для прохождения технического осмотра. Но он так и застрял где-то в ожидающих документах. В последствии, не прошел и законопроект о введении ТО относительно тех автомобилей, которые выезжают за границу. Оказалось, что никаких подобных требований Евросоюз к Украине не предъявлял и не планирует.

В этом году некоторые СМИ запутали пользователей и распространили неточную информацию о том, что якобы ТО введено и недавно в Кабмине изменили его порядок проведения. Однако легковых транспортный средств для личного использования, на самом деле, это не коснулось.

Что же приняли?

Документ, принятый Кабмином, регламентирует некоторые детали прохождения технической проверки. Все это касается только лишь автомобилей для коммерческого использования, перевозчиков и других специализированных транспортных средств.

Для них были введены новые чипы, которые в перспективе позволят полиции и камерам автофиксации считывать информацию о сроках и датах проведения технического контроля, а также устранят коррупционную составляющую. С 1 мая 2019 бумажный бланк протокола дополнят самоклеющейся меткой радиочастотной идентификации. В соответствии с пунктом 30.2 «Правил дорожного движения», владелец транспортного средства обязан закрепить метку в правой верхней части ветрового стекла, с его внутренней стороны.

С мая 2017 года была введена еще одна норма в виде фото- и видеофиксации процесса технического осмотра, чтобы удалить вероятность фальсификации.

Вернется ли техосмотр легковых авто?

В октябре 2018 года на сайте Мининфраструктуры был опубликован документ с предложением вернуть обязательный техосмотр для легковых автомобилей, в том числе и для авто на еврономерах с 2022 года.

Было предложено дать возможность частным СТО проводить контроль системы управления и торможения, внешних световых приборов, шин и колес, тонировку, а также системы газобаллонного оборудования, если оно есть, и других частей автомобиля, непосредственно касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Но в документе нет ни обозначенной стоимости талона, ни информации о процессе отбора станций техобслуживания. Зато прописан штраф за несвоевременное прохождение – в размере 1700 гривен, а если водителя с таким нарушением поймают второй раз, его могут или лишить прав от трех месяцев до полугода, или наложат административный арест на срок от 5 до 10 суток. И этот законопроект завис на стадии рассмотрения.

Читайте также:  Как отмена техосмотра повлияла на количество ДТП в Украине

Глава Комитета по таможенной и налоговой политике Нина Южанина в начале 2018 года уже отмечала, что Украине придется вводить обязательный техосмотр, чтобы привести законодательную базу в соответствие с требованиями ЕС. Об этом в кабинетах министерств напоминают регулярно, но пока ни одно из предложений не имеет полноценно регламентированного процесса, который полностью исключит коррупцию.

«Я боюсь, что снова вернется старый коррупционный ТО, но то, что сам ТО вернется не обсуждается, так как в тексте «Угоды с ЕС» Украина взяла обязательство присоединиться к Директиве ЕС/40/2009 (сейчас 45) и ввести ТО!», — отмечает глава ВААИД Олег Назаренко, в свое время продвинувший отмену технического контроля.

После поднятия темы в очередной раз, Назаренко предложил несколько пунктов, которые должны быть обязательными при возвращении техосмотра:

  1. Новые автомобили на пять лет освободить от прохождения ТО;
  2. СТО должны аккредитовать общественные автомобильные организации;
  3. Ограничить доступ к денежным потокам непосредственно лиц, участвующих в процессе. Кроме видеофиксации ввести и учет карты осмотра;
  4. Разрешить автодилерам проводить ТО на спецстанциях, имеющих доступ к по автомобилям конкретного бренда;
  5. Ввести уголовную ответственность за проведение фальшивого ТО;
  6. Запретить неисправным авто выезжать с сервиса;
  7. Контролировать ценообразование.

Как в Европе?

В ЕС действует общее правило для всех – это обязательный техосмотр. Для новых автомобилей его требуют не ранее через четыре года, а затем нужно проверяться каждые два года. Но для каждой страны подразумевают свои особенности. Например, в Германии новые автомобили проходят ТО уже через три года, а за процедурой следят независимые автомобильные организации и страховые компании.

Немецкое общество технического контроля и надзора (TÜV) является одним из самых известных, и в его состав входят многие аудиторские холдинги из регионов. На протяжении 150 лет они проводят независимую оценку технического состояния оборудования, товаров и услуг. Причем работают не только в Германии, но и в Латвии, где их отделению разрешили проводить и контролировать технический осмотр.

Еще один германский контролер – это независимая автомобильная ассоциация ADAC, которая контролирует и назначение проводящих осмотр компаний, и ценообразование, и процедуру. К этому подключаются и страховые компании, которые при фальсификации вывалят немалый счет, а то и до суда доведут.