В Украине начали дорожать бензин и дизтопливо — известны причины

В Украине начали дорожать бензин и дизтопливо — известны причины

В сентябре в Украине цены на горючее начали снижаться, но со второй половины месяца опять повысились. Об этом сообщает «Сегодня».

Как пишет издание, эти колебания связаны с внутренней ситуацией в Украине. В июле Кабинет Министров ввел специальную пошлину на импорт сжиженного газа и дизтоплива из России. С августа за ввоз дизеля надо платить спецпошлину 3,75%, в октябре она вырастает до 4%. Поэтому трейдеры начали перестраивать поставки. Вместо трубопровода горючее теперь поставляют морем.

Для этого нужна слаженная работа портов и железной дороги. И первые, и вторые работали не гладко, говорит Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий. Танкеры не получается разгружать быстро, поезда с вагоноцистернами не приезжают вовремя.

«Если бы в середине этого месяца получилось нормально разгружать танкеры и проводить поезда с нефтепродуктами, то цены бы удержались на уровне средины месяца. Но локомотивная тяга и вагоноцистерны подаются с перебоями. Поезда с горючим простаивают неделями в узловых станциях железной дороги. Южный порт сейчас не работает, поскольку не могут растаможить горючее с танкера, который пришел, из-за несоответствия (по заключению таможни) качества топлива, которое он привез. Херсонская нефтеперевалка тоже не работает. Риски прерывания поставок, дефицита привели к росту цен с середины месяца на 10 копеек за литр по дизтопливу и на 15 копеек по сжиженному газу. И это не предел. Если проблемы с растаможкой и железнодорожными поставками сохранятся, в октябре мы будем иметь проблемы», — говорит Марунич.

Гривна укрепилась, но и цены на внешнем рынке выросли примерно на одну и ту же величину.

Как заявил эксперт энергорынка Леонид Косянчук, ожидается резкий дефицит дизтоплива.

«По дизелю появились искусственные проблемы. На октябрь мы можем недополучить 120-150 тыс. тонн дизеля. Ожидания на рынке не очень приятные. Но, как мы видим, для потребителя ничего не поменялось, есть тенденция к снижению цен», – сказал он.

По словам эксперта, дефицит на уровне четвертой части потребления дизтоплива в Украине уже заметен, и связан он со спецпошлиной на импорт российского дизеля и сжиженного газа.

Железная дорога, как уже отмечалось, не способна обеспечить объемы, которые потребляет Украина. «Есть проблемы на таможне. Почему-то блокируется разгрузка судов в портах Черного моря. Таким образом искусственно блокируется альтернативный путь поставок дизтоплива в Украину. Чем это закончится – скручиванием шлангов на некоторых сетях или подорожанием? На ценообразование сильно влияет спрос и предложение – так реагирует любой рынок», – добавляет Косянчук.

Бензин более диверсифицирован, поэтому с ним не будет рисков, отмечают эксперты. Однако цены на границе растут и это может привести к его подорожанию.

Похожая ситуация с автогазом. Цена после снижения вернулась на прежний уровень – до 11,60, но с 1 октября увеличилась пошлина на российский сжиженный газ, а это влияет на весь импорт.

«Трейдеры, чтобы сгладить свои расходы, законтрактовали много газа и октябрь будет профицитным. Этот профицит будет тянуть вниз. Другой фактор будет влиять на подорожание. Есть прогноз по росту курса доллара, и еще подорожание сжиженного газа в Средиземном море. То есть импортная цена будет расти. Но в ближайших перспективах никаких предпосылок к подорожанию газа нет, как и для падения цен. Уровень, на котором он есть сегодня – объективный», — отмечает Косянчук.

Отметим, на стоимость бензина в Украине влияет не только валюта. В Украине цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо – зависят от их стоимости в Беларуси, России и Литве. Более половины экспорта топлива приходится на эти три страны. В Украине перерабатывается не так много нефти, чтобы эти объемы влияли на цены.

загрузка...