С кем судиться, если из-за неработающих ливневок «утонуло» авто

572

В Украине сотни машин пострадали из-за ливней. Автомобили буквально тонули на стоянках и во дворах, с котрых не было элементарного отвода воды. Теперь их хозяева задаются вопросом — с кого требовать возмещение ущерба и реально ли это вообще? Как выяснили Autonews.ua, бороться с государством и парковщиками сложно, но как минимум они должны следить за коллекторами и предупреждать, если они не способны справиться со своей работой.

ИЩЕМ «КРАЙНЕГО»

Начать поиск виновных стоит с понимания, где была машина во время наводнения. Если ее бросили на берегу реки, то пенять кроме как на себя самого не на кого. Другое дело, если это платная парковка или просто улица (или двор), на которых машиа утонула из-за неработающих ливневок. Тут отвечают службы, отвечающие за коллекторы и водоотведение, или государство как таковое.

К слову, бытует мнение, что если синоптики предупредили о надвигающейся непогоде, а водитель ничего не предпринял, то виноват он. Адвокат Иван Либерман говорит, что это не так. «Если власти предупреждают, но никак не следят за теми же коллекторами, то понятно, что они несут ответственность. Единственный момент — чтобы это доказать, нужно будет провести огромное количество экспертиз», — сказал Autonews.ua Иван Либерман.

Читайте также:  На АЗС очередной виток подорожания топлива

Пострадавшему водителю нужно собрать ряд документов:

  • подать запрос в Гидрометцентр — какая погода была в такой-то период времени в такой-то день в таком-то городе или районе;
  • провести техническую экспертизу, может ли технически принять определенный объем воды коллектор на территории, где находился автомобиль (на улице, парковке, возле гаражей);
    Для этого нужно направить адвокатский запрос в Гидрометцентр. Приходит ответ — «по состоянию на такое-то число в таком-то населенном пункте осадки были такие-то». Это будет доказательством на суде. Потом проводится инженерно-техническая экспертиза, которая покажет, какой объем воды могла выдержать ливневка. Дальше определятется ответственное лицо за этот участок дороги и коммуникаций на нем.

«Ответственность в таком случае будет нести как государство, так и лица, на которых возложена обязанность следить за надлежащим состоянием (в том числе водоотводом) дорог и тротуаров. Ответчиками могут быть физлица, ФЛП, юрлица, а также государство», — говорит адвокат.

АВТО «УТОНУЛО» НА СТОЯНКЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

От подтоплениий не застрахованы и водители, которые ставят машины на вроде бы организованных стоянках. Но когда дело дойдет до материальных претензий, может случиться, что владелец парковки скажет, мол: «Берем с вас деньги, чтобы на стоянку не забегали бродячие собаки».

Читайте также:  В Украине водителям вернули "письма счастья": что нужно знать

«Автопарковки на самом деле существую для того, чтобы предоставлять паркоместа. Вони не обеспечивают транспортное средство безопасностью, в том числе от краж, повреждений и так далее. Если «частник» предоставил паркоместо и не важно, есть ли чек или договор о парковке, он не несет ответственность за полную или частичную сохранность транспортных средств. Это возможно только на тех паркоместах, хозяева которых заключили с водителями договор о полной или частичной ответственности за сохранность автомобилей. Но там и тарифы совершенно другие», — говорит адвокат Иван Либерман.

При этом юрист отмечает, что если согласно инженерной экспертизе коллектор на парковке мог выдержать поток воды, условно, 10 литров в час, а воды в дождь прошло 300 литров, то есть ливневка заведомо не могла справиться даже с в разы меньшим объемом, то ответчиком в том числе будет и тот, кто предоставил паркоместо. «Потому, что он официально не известил о том, что данное паркоместо оборудовано слабым водоотводом. Должна быть табличка: «В данном месте возможно затопление». К этому обязывает Закон о защите прав потребителей. В таком случае вы можете подавать исковое заявление к хозяину парковки», — советует Autonews.ua Иван Либерман.