Растаможка автомобилей: из-за чего разгорелся скандал на Одесской таможне

5601

На Одесской таможне, где растамаживается значительная часть ввозимых в Украину автомобилей, назрел очередной скандал. На днях глава областной ГФС Александр Власов пожаловался на «псевдоактивистов, которые пытаются уничтожить «АвтоХАБ», — сервис, растамаживающий авто по принципу «единого офиса». Его в свое время открывал премьер Владимир Гройсман. Общественники же уверяют: сейчас структура погрязла в коррупции. Autonews.ua узнали главные аргументы сторон.

Из-за чего заговорили о проблемах на таможне

Задача «Автохаба» — объединить в пределах таможни все структуры (полицию, Сервисный центр, банковское отделение), с которыми тот, кто ввез в Украину подержанный автомобиль, мог бы столкнуться с процессе ее растаможки. Обычно все они расположены отдельно, из-за чего людям приходится тратить время на «оббивание порогов» в кабинетах. «Автохаб», открытый в Одесском порту в сентябре 2017 года, объединяет их по принципу «единого окна». И вот на днях глава ГФС Одесской области Александр Власов заявил: на сервис пошла волна необъективной критики.

По словам Александра Власова, раньше система была построена так, что за день в среднем оформляли 10 автомобилей, а процесс затягивался до 40 дней. Теперь, благодаря «единому окну», ежедневно растаможивается до 70 единиц транспортных средств. В общем уже оформлено более 13,5 тысячи иномарок, а таможенные платежи составляют около 1 млрд грн. «Как только люди увидели, что система действительно прозрачная и честная, количество оформлений автомобилей увеличилось в десять раз«, — заявил начальник таможни. Александр Власов добавил, что новый принцип работы сломал многие привычные схемы заработка, существовавшие раньше, а поэтому сейчас сервис критикуют.

Фото: пресс-служба Одесской ОГА

Как говорится, дыма без огня не бывает. Судя по всему, «псевдоактивисты», о которых говорит чиновник — это недовольные представители общественного совета при ГФС в Одесской области. На днях глава общественного совета Виктор Берестенко, являющийся также замглавы Ассоциации международных экспедиторов Украины, дал пресс-конференцию, где обвинил Одесскую таможню в масштабных коррупционных схемах.

«»Автохаб» был запущен на территории евротерминала, чтобы упростить прохождение формальностей на территории сухого порта Одессы. Его открывал Владимир Гройсман. Единая площадка, где были собраны основные государственные и частные организации, необходимые для таможенного оформления, обещала прозрачность и отсутствие коррупции. Однако, оформлением автомобилей занимаются лишь несколько брокерских компаний, остальные вытеснены или не допущены к таможне. Их услуги составляют 1200 у.е за одно авто. Половина этой суммы идет на откуп представителям контролирующих органов. Также в схеме участвуют представители Одесской таможни. Они выдают немотивированные отказы в оформлении, игнорируют электронной очереди, затягивают сроки, повышают таможенную стоимость. Если не идти к «своим» брокерам. оформление затягивается на недели. Из-за этого за 7 месяца работы «Автохаба» физлицам удалось оформить только 6 машин. А остальные минимум 6 тысяч машин в месяц оформляют брокерские фирмы. В итоге изначально нужный людям механизм превратили в еще одну серую схему ГФС, которая генерирует $3,6 млн сверхприбыли», — заявил Виктор Берестенко.

Читайте также:  Новый Land Rover Discovery будут собирать в Словакии

А вот в ГФС Одесской области считают, что «Автохаб» намеренно дискредитируют, и делают это ради политической выгоды. «Отдельные «общественные деятели» пытаются дискредитировать «АвтоХАБ». Для них это — стартовая площадка для политической карьеры. Со своей стороны спонсоры этих «деятелей», поддерживающих их «общественную» работу, преследуют собственные, исключено коммерческие интересы. Но положительные отзывы 98% компаний-пользователей «АвтоХАБом»и динамика количества растаможенных автомобилей, а также уплаченных таможенных платежей являются свидетельством эффективности и удобства сервиса, которым пользуется 60 компаний», — написал у себя на Facebook Александр Власов.

Что происходит на таможне: пример из жизни

Одесская таможня «славилась» коррупционными скандалами как при прежней власти, так не может от них отделаться и сейчас. Даже «Автохаб», который собрал под одной крышей все органы, участие которых необходимо при растаможке и постановке на учет автомобиля, ситуацию не изменил. Как утверждает известный автоблогер Александр Куницкий (zpsanek) дело в том, что новая структура и сейчас продолжает работать в интересах узкого круга лиц.

Фото: пресс-служба Одесской ОГА

Как пример он приводит ситуацию — условный предприниматель привозит в Одесский порт из США автомобиль. У него есть выбор: выгрузить автомобиль из контейнера, оценить, заплатить пошлину, получить первичные номера, выехать на автомобиле в место постоянной регистрации (Киев, Львов, Луцк — не важно) и там поставить на учет (при этом почти каждую операции нужно делать в каком-то своем месте), или же по-быстрому его растаможить через «Автохаб» на таможенном терминале. Тут и всплывает нюанс, который ломает всю изначально удобную для людей схему.

«Ваш автомобиль плывет в Одессу, а вы узнаете, что льгота на растаможку автомобилей распространяется на вас как на физлицо. То есть, вам физически надо приехать в Одессу и физически его получить. При этом получить льготу вы можете только если являетесь жителем Одессы (нужно иметь временную регистрацию или выписку с отеля, что вы временно живете в Одессе). Вы начинаете собирать эти бумажки. Но когда вы приходите в единое окно в «Автохабе», выясняете, что вы физически не можете попасть на территорию «Автохаба»! Он находится за забором на территории порта, и на территорию порта физлица доступа не имеют. Имеют только сертифицированные брокеры и работники. То есть, выясняется такой нюанс: есть единое окно, есть работники, есть таможенники, но к ним вы попасть никак не можете, и они к вам выйти не могут. На этом ваша растаможка заканчивается», — объясняет Autonews.ua Александр Куницкий.

Далее схема предполагает, что раз человек не может пройти процедуру сам, он будет вынужден обратиться к таможенному брокеру. «На таможню вхожи не все брокеры подряд (если, допустим, вы захотите привезти с собой своего брокера), а только те, которые аттестованы в Одессе в этом порту, в этом автохабе. То есть, свои игроки. И вы платите не стандартную стоимость услуг брокера, а ту сумму, которую вам он озвучит, потому, что вы заложник ситуации. Вы ему платите, даете доверенность от себя и он проходит все круги по вашей машине от вашего имени. И только после этого вы получите машину за забором. Теоретически, брокер может вас провести на территорию таможни, но все равно это полулегально — вас оформляют временным сотрудником, потому, что вы как физлицо попасть на территорию не можете», — говорит Александр Куницкий.

Читайте также:  Ломать - не строить: В Интернете появилось видео, как экскаватор раздирает автомобили на части

Растаможить автомобиль через брокера по его прайсу стоит от 800 до 1300 долларов.

С электромобилями история несколько иная. Как известно, сейчас они не облагаются пошлинами, так что, в теории, брать деньги с того, кто их ввозит, не за что. Но и с ними есть нюансы. К примеру, если физлицо будет везти электрокар на свое имя, человек не сможет получить его лично на себя сам, так что и тут остается возможность потребовать с него денег.

Если человек или фирма не хочет платить взятки, то, к примеру, если прибыл контейнер с электромбилями, его можно, не распечатывая, погрузить на автовоз и отвезти в любой другой город и растаможить уже там. Но проблема в том, что такой путь сопряжен с затратами (заказ автовоза, его страхование), которые сопоставимы с деньгами, которые берет таможня.

«Если в двух словах, ситуация такая: они монополисты и они хозяева ситуации в том плане, что они работают в закрытом клубе, в который вы попасть не можете. Независимо от того, кто открывал «Автохаб», премьер или президент, для обычных людей это непреодолимый барьер. Любой, кто сомневается, и кто считает, что Александр Власов говорит правду, может, к примеру, просто попытаться совершить какой-нибудь платеж в банке на территории порта. Отделение банка не может быть закрытым, не может быть тайным. Так вот пусть любой человек поедет и попробует сделать любую проплату на территории «Автохаба», который «открыт для людей». Он убедится, что туда попасть физически невозможно», — подводит итог блогер.

Глава общественного совета при ГУ ГФС в Одесской области Виктор Берестенко, после выступления которого с новой силой и возникла дискуссия вокруг «Автохаба», заявил, что передал в Кабмин, Администрацию президента и ГПУ все доказательства по поводу схем на Одесской таможне. Он надеется, что после резонанса эти обращения не получится замолчать и власть будет вынуждена разобраться в ситуации.