Получать «права» и регистрировать автомобили будем по-новому

13098

1 ноября в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №9251. Он предусматривает ряд изменений в сфере предоставления административных услуг по выдаче водительского удостоверения и регистрации транспортных средств.

Разработчики этого законопроекта не скрывают, что законопроект соответствует позиции Министерства внутренних дел, а следовательно, он имеет высокие шансы быть принятым.

Среди прогрессивных изменений внесенного проекта закона следует выделить прежде всего определение перечней документов, необходимых гражданам для получения каждой из админуслуг МВД, а также четкие размеры платы за их предоставление.

Сейчас эти вопросы регулируются на подзаконном уровне. На практике это приводит к непрозрачным платежам за услуги, а также к необоснованным требованиям к заявителям о подаче дополнительных документов. Законопроект способен защитить граждан от таких проблем в сфере услуг МВД в случае его принятия.

Но целый ряд проблем законопроект оставляет без решения. Даже игнорируя официально определенную государственную политику.

В частности, законопроект не предусматривает передачи полномочий по выдаче/обмену водительского удостоверения и регистрации/перерегистрации транспортных средств от МВД к местному самоуправлению.

Хотя это должно было состояться еще во втором квартале этого года, что предусмотрено планом мероприятий по реализации Стратегии реформирования государственного управления на 2016-2020 гг.

Децентрализация услуг МВД обеспечит максимальное их приближение к потребителям, а также будет способствовать их максимальной интеграции в центры предоставления админуслуг (ЦНАП).

Таким образом, жителям сел, поселков и небольших городков больше не придется ездить в райцентр, чтобы заказать (обменять) водительского удостоверения или зарегистрировать автомобиль. Это можно будет сделать совсем рядом с собственным домом.

К тому же средства за такие услуги будут поступать именно в местные бюджеты. А значит местные власти смогут тратить их на благо своей общины.

Децентрализация ряда других админуслуг (регистрация бизнеса, недвижимости и т.д.) доказала эффективность такого процесса, ведь очереди и коррупция в этих сферах практически преодолены.

Следующий недостаток законопроекта — никаких изменений относительно «двойной» сдачи экзаменов.

Так, сначала будущие водители сдают теоретический и практический экзамен в автошколе, где прошли курс обучения, а затем должны идти в территориальные органы МВД, чтобы сдавать их повторно. Только после этого возможно получить водительское удостоверение.

Законопроект такую ​​процедуру не меняет.

При этом им предполагается четкий механизм контроля МВД за заведениями подготовки водителей — аккредитация, аттестация их специалистов и тому подобное.

Следовательно, нет препятствий для закрепления функций по приему теоретических и практических экзаменов исключительно в автошколах.

В случае некачественной подготовки водителей такими заведениями — МВД уполномочено применять к ним санкции. Такой подход используется во многих развитых странах и доказывает свою эффективность.

Спорным нововведением законопроекта является обязательное наличие в водительском удостоверении бесконтактного электронного носителя (БЭН).

Возникает вопрос: какую пользу этот чип принесет водителям? Ведь для получения услуг онлайн используются другие документы и средства электронной идентификации (Bank-ID, Mobile-ID). А от подделок этот документ можно защитить и другими средствами.

В то же время стоимость водительского удостоверения существенно возрастет. К тому же введение БЭН в водительском удостоверении не является прямым обязательством Украины перед ЕС.

Напоследок следует выделить давно назревшую проблему, которую законопроект отказывается решать. В частности, это лишняя бюрократия при регистрации автомобилей.

Так, законопроект предусматривает проведение сверки, учитывая исследования номера транспортного средства и идентификационных номеров кузова, рамы (шасси) во время его регистрации.

Такие процедуры абсолютно нецелесообразны при этих регистрационных действиях. Они вызывают лишние бюрократические преграды и усложняют процесс интеграции указанных услуг в ЦНАП.

Ведь МВД требует для этого от ЦНАП обязательного обустройства смотровых площадок на своей территории. Но далеко не каждый такой центр способен выполнить эти условия.

Именно поэтому указанные сверку и осмотр целесообразно проводить исключительно во время технического осмотра транспортных средств, который необходимо сделать обязательным для всех автомобилей. Большинство стран-членов ЕС используют именно этот подход.

Итак, данный законопроект необходимо существенно доработать, дополнив прогрессивными изменениями для сферы услуг МВД. Это прекрасная возможность сделать так, чтобы админуслуги предоставлялись гражданам быстрее и качественнее.

загрузка...