Подорожание автогаза: чего ждать водителям в сентябре

5666

Непосредственной причиной резкого удорожания сжиженного газа в Украине стал его дефицит; в середине сентября дефицит должен быть сведен к нулю, а концу сентября стоимость газа может быть доведена до практически предкризисного уровня. Об этом говорит заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

«Непосредственная причина подорожания – это дефицит газа на рынке. Он спровоцировал ажиотажный спрос, который поднял цены в оптовом сегменте более чем вдвое по сравнению с июлем месяцем. Этот дефицит к концу июля составлял примерно треть рынка, в настоящее время он составляет порядка 20-25% от ежемесячного потребления», — пояснил эксперт.

По его словам, особенность рынка сжиженного газа в Украине состоит в том, что он работает «фактически с колес». У компаний недостаточно оборотных средств, чтобы заключать среднесрочные контракты с поставщиками и делать большие запасы газа. Кроме того, «его негде хранить».

В такой ситуации «любая приостановка поставок с того или иного направления, например, из-за проведения ремонта, приводит к проблемам – к панике и к попыткам где-то найти свободный ресурс», — заметил Рябцев.

Читайте также:  10 американских автомобилей, о которых вы никогда не слышали

«Сейчас это и произошло. Остановка нескольких заводов в РФ и Беларуси на плановый ремонт – о нем было известно – привела к тому, что свободного ресурса на рынке на привычных направлениях – российском и белорусском — не оказалось», — напомнил он.

«Частично вина лежит на операторах, частично – на нелегальных участниках, которые использовали достаточно резкий рост спроса на сжиженный газ на протяжении нескольких последних лет для того чтобы поставлять ресурс чуть ли не границе себестоимости», — убежден эксперт.

Он заверил, что диверсификация поставок сжиженного газа возможна, но она также сопровождается рядом трудностей. В частности, когда речь идет об использовании европейского ресурса, например, польского, литовского или итальянского, «такие поставки должны осуществляться по железной дороге». Но «Укрзализныця» не может предоставить необходимое количество цистерн для его перевозки, а также колесных пар, которые меняются во время пересечения границы ЕС-Украина из-за разного расстояния между рельсами.

«Возник ажиотажный спрос, все ринулись на Запад, в Европу, а привезти нечем, потому что всем надо», — пояснил Рябцев.

Читайте также:  В Украине пройдет битва Porsche (фото)

Тем не менее, по его прогнозам, «эта яма потихонечку будет заливаться ресурсом, но недостаточно быстро». «Сейчас цены настолько высоки, что отпугивают потребителей, которые могут сократить поездки и не покупать газ, а в некоторых сетях вообще газа нет. В то же время компании мечутся, пытаются подписывать контракты, следовательно, этот дефицит будет уменьшаться».

«Думаю, его поборют к середине сентября, а раз поборют к середине сентября, значит, до конца месяца можно ожидать возврата цен на докризисный уровень. Не скажу, что обязательно будет 11 гривен за литр, но если с гривней все будет нормально, то откат до 12 будет, поскольку именно такой уровень комфортен трейдерам. Они не заинтересованы в высоких ценах, поскольку работают за счет оборота, а не за счет высокой наценки», — пообещал эксперт.

В этом контексте он добавил: «Это стимулирует спрос. Они всерьез намереваются и в этом году откусить от бензинового рынка свой кусочек. Думаю, в этом году наличка по сжиженному газу будет даже больше, чем по бензину».