Новые тренды в жизни еврономеров: перезаезд «по воздуху» и массовая сдача в аренду (фото)

4776

В Украине бизнес, связанный с «евробляхами», стал выходить за рамки относительно узкого круга «фанатов», изначально готовых идти на связанные с ними риски. На желании людей иметь незадорого автомобиль и отсутствии каких-то внятных предложений со стороны государства теперь наживаются дельцы самых разных мастей. Autonews.ua изучили, какие новые тренды возникли на этом рынке в последнее время.

Мелкие продавцы-«перекупы»

Стоит начать с того, что теперь в поисках нерастаможенных автомобилей даже не нужно идти на сайты объявлений вроде olx или auto.ria. Посвященные им группы заполонили даже Facebook, хотя раньше его довольно сложный интерфейс отталкивал и продавцов, и покупателей.

Теперь странички там стали чем-то вроде «витрин», на которых авторы демонстрируют пригнанные «бляхи» или берут заказы на поиск машин в Европе.

Везут более дорогие «еврономера» (но не везде)

Второе важное наблюдение, которое сделали автоэксперты, с которыми пообщались autonews.ua — украинцы стали привыкать к «стресс-фактору» давления со стороны налоговиков и таможенников. «Если изначально в Европе в основном покупали авто стоимостью до $5000, то сейчас на европейских аукционах для этих целей довольно часто берут машины из сегмента $5000-15000», — комментирует autonews.ua глава Association of Troubleshooters Сергей Креймер. — Мы это заметили, мониторя немецкие и польские аукционы. Перекупщики, то есть люди, имеющие зарегистрированные за границей фирмы, стали активнее брать под «еврономера» более дорогие автомобили. При чем, в таких количествах, которые не спишешь на случайные колебания».

Эксперты объясняют это тем, что, если раньше ездить на «еврономере» рисковали лишь те, кому было не по карману покупать машину в Украине (такие брали самые дешевые автомобили), то сейчас им компанию составил более состоятельный условный «средний класс». У этой группы покупателей осторожность отступает перед соображениями, что критическая масса «блях» в Украине уже такая, что «всех не переловят». Также они надеются, что скоро государству будет проще их легализовать, чем бороться.

Но так происходит не везде. Скорее всего, дорогие «бляхи» едут потом в крупные города и Киев. К примеру, в западных областях по прежнему самые популярные авто — из категории «до 5 тысяч».

«У нас, в основном, люди покупают «еврономера» для работы — те же таксисты или предприниматели-частники. Им нет смысла платить за машину много. У нас большие проблемы с работой, так что кто на сколько зарабатывает, тот себе такое и покупает, — объясняет autonews.ua региональный представитель avtobazar.ua в Ивано-Франковске Мария Даниленко. — Я видела несколько относительно дорогих машин на иностранных номерах, но на них чаще всего ездят студенты-иностранцы».

Перезаезд «по воздуху»

Многие украинцы пригнавшие себе нерастаможенную машину, столкнулись с тем, что физически не могут законно сделать на ней перезаезд: или фирма, на которую зарегистрирован автомобиль, исчезла, или не выходит на связь хозяин-иностранец.

«У меня через месяц просрочка. Машина стоит $2000, нерезидент утерян. За перезаезд без гарантий хотят $300 в Одессе + ещё там оставлю $100. Итого — пятая часть машины в год. При том, что в разборку пойдет за $1500. По математике — смысла перезаезжать нет. Одно беспокоит — эти полумиллионные штрафы», — описывает типичный пример в Facebook житель Херсона Виталий.

Вкруг «попавших в западню» автомобилистов сформировалась довольно мощная прослойка посредников, предлагающих решить все проблемы в обход официальных органов. Спектр их услуг — от выписывания доверенности до оформления перезаезда даже без необходимости физически гнать авто на границу. «Это личные выходы на таможенников, — кратко объясняет autonews.ua автор одного из объявлений Сергей из Самбора.

Другие обещают оформить перезаезд даже если документы просрочены: с просроченный транзит они якобы «превращают» во временный ввоз (т.е. на более долгий срок) и даже уверяют, что не придется платить штраф в 8500 грн.

Стоимость услуг — от нескольких сотен до нескольких тысяч гривен. Вот примерный прайс у одного из посредников:

  • доверенность рукописная — 300 гривен;
  • доверенность расширенная печатная — 500 гривен;
  • доверенность генеральная с правом получения страховых выплат — 700 гривен;
  • доверенность с переводом +150 гривен.

Тут хозяевам «еврономеров» нужно включать здравый смысл и относиться к надежности таких обещаний крайне критически. Ведь у гражданских лиц доступа к базам таможенников быть по определению не может, а проводить техосмотры и прочие манипуляции с документами могут только госслужащие. А выписанная «на коленке» доверенность — 100% фальшивка, которая подведет водителя при малейшей проверке со стороны полиции или налоговиков.

«Бляхи» массово сдают в аренду

Новый тренд в украинской истории «еврономеров» — сдача их в долгосрочную аренду с дальнейшим выкупом. Этим занимаются фирмы, пригнавшие в Украину 10-15 иномарок. Главное условие, как узнали autonews.ua — машины должны работать как такси (т.е., чтобы у водителя был стабильный источник дохода + машина эксплуатировалась в городских условиях).

Бизнес-план, если вкратце, строится на том, что клиент делает первоначальный платеж в $250-500, а затем еженедельно выплачивает хозяевам от 250 грн в сутки. Как указано в одном из объявлений, если человек хочет выкупить автомобиль за год, в месяц он в общей сложности должен отдавать от $250, за полгода — $400, за три месяца — $600. При этом часто авторы таких объявлений заодно предлагают устроить клиента на работу в одну из служб такси за определенный процент.

Интересная деталь — в Одессе подобные посредники сдают в аренду «еврономера», пригнанные из Болгарии, где, как известно, номерные знаки очень похожи на украинские. Это служит дополнительной маскировкой во время полицейских рейдов.

Из плюсов таких предложений — фирмы часто берут на себя обслуживание машин (или делят с клиентом 50/50). Очевидный минус в том, что далеко не каждый водитель, пытаясь отработать машину в такси, сможет оказывать эту услугу на профессиональном уровне. А стремление побыстрее заработать денег может заставить работать сверхурочно, а это создает риски как для водителя, так и для пассажиров.