Подсчётом чужих богатств уже никого не удивить. И в этом году автомобильные эксперты решили составить свой рейтинг самых богатых людей и семей – владельцев автомобильного бизнеса, автомобилестроительных компаний или смежных отраслей.
Все данные взяты из официальных источников — Forbes, The Sunday Times, Bloomberg.
Британский пылесосный магнат Джеймс Дайсон (на фото слева) с капиталом $16,4 млрд не продаст вам автомобиль — пока. Но его компания работает над новым электромобилем, стоимость которого в Сингапуре составит $2,7 млрд. Автомобиль выпустят в 2021 году.
Британский химический король Джим Рэтклифф (на фото в центре) с капиталом в $23,6 млрд планирует выпустить внедорожник под названием «Projekt Grenadier» в форме Land Rover Defender.
Сергей Брин и Ларри Пейдж (совокупный собственный капитал около $103 млрд) — основатели компании Google. Там в течение 10 лет разрабатывают автономные автомобили.
Семьи Porsche & Piëch — $52,8 млрд.
Фердинанд Порше проектировал Volkswagen Beetle, когда его собственная компания была просто консультантом по развитию в 1930-х годах.
Его сын Ферри инициировал создание независимой компании после Второй мировой войны и выпустил свой первый автомобиль марки Porsche 356. Тем временем его дочь Луиза вышла замуж за Антона Пьеша, юриста, который стал управлять огромным автомобильным заводом — впоследствии названным по имени Вольфсбург — где по сей день собирают Volkswagen.
Porsche и Volkswagen были всегда тесно связаны со многими общими проектами, двигателями и компонентами. Это привело к слиянию компаний после глобального финансового кризиса 2008 года.
Стефан Квандт и Сюзанна Клаттен — $38 млрд
Герберт Квандт (1910-82) почти объединил двух автомобильных гигантов — BMW и Daimler-Benz — в 1950-х годах, но его отговорили профсоюзы. Пакет Daimler продали в 1970-х годах, в то время как семья полностью контролировала BMW и привлекла инвестиции в новые модели, которые впослдествии оказались ключом к успеху компании.
После смерти Герберта его вдова Йоханна была одной из самых богатых женщин Европы, ее собственный капитал составлял около $14 млрд. Когда она умерла в 2015 году, ее двое детей, Стефан Квандт и Сюзанна Клаттен, унаследовали состояние вместе с существующими инвестициями. Брат и сестра владеют около 43% BMW, Квандт вдобавок является заместителем председателя.
Илон Маск — $21 млрд долларов
Предприниматель Илон Маск родился в Претории, Южная Африка, в 1971 году. В 1999 году стал соучредителем компании X.com, которая в конечном итоге превратится в гиганта онлайн-платежей PayPal.
В 2003 году Маск стал соучредителем Tesla Motors. В 2008 году компания выпустила свой первый электромобиль Tesla Roadster с запасом пробега более 300 км.
Ещё до Tesla Маск создал космическую компанию SpaceX, где ему принадлежит около 19% акций Tesla – или $9 млрд.
Семья Агнелли — $19 млрд
Джованни Агнелли основал концерн Fiat в Турине в 1899 году. Он умер в 1945 году. Но именно после Второй мировой войны, когда в Италии случился бум на транспорт, компания развилась до современных масштабов. В 1966 году внук основателя – Джанни Агнелли – возглавил Fiat.
В 1988 году компания приобрела бренд Ferrari. В начале 2000-х у Fiat начались серьёзные проблемы – в том числе, из-за неудачного альянса с General Motors. Впоследствии те заплатили итальянцам $2 млрд, чтобы выйти из договора. Ренессанс компании начался при новом генеральном директоре Серджио Маркионне (на фото справа). 500.
Ли Шуфу — $15,6 млрд
23-летний Ли основал Geely в 1986 году. Изначально предприниматель намеревался производить холодильники для внутреннего китайского рынка.
В 1990-х компания стала выпускать мотоциклы, а в 1998 с конвейера сошёл первый автомобиль – универсал Geely HQ.
На фоне растущего спроса на автомобили и экономического подъёма Китая Geely стремительно наращивал темпы. Пока в 2010 году не выкупил у Ford бренд Volvo Cars за $1,8 млрд.
Георг Шеффлер — $15,2 млрд
Немец Шеффлер владеет Группой Шеффлера вместе со своей матерью Марией-Элизабет. Промышленную фирму основали в 1946 году, а в 2002 компания приобрела гигантского производителя подшипников Fischer’s Automatische Gussstahlkugelfabrik.
В 2008 году случилось ещё одно крупное приобретение – компания купила производителя запчастей и шин Continental AG.
Чунг Монг-Ку и его семья — $14,8 млрд.
В 1947 году Чунг Джу-Юнг основал строительную компанию – и назвал её Hyundai. Со стройматериалом на автомобили концерн переквалифицировался в 1967 году; в 1973 открылся ещё и судостроительный сегмент.
Чунг Джу-Юнг умер в 2001 году, а его сын Чунг Монг-Ку в настоящее время является председателем Hyundai Motor — крупнейшей автомобильной компании Южной Кореи. Кроме того, фирма имеет долю в Kia Motors. Компании тесно сотрудничают в разработке продуктов.
Цзэн Юйцунь и Хуан Шилин — $10,2 млрд.
Возможно, их имена не на слуху, а вот продуктами компании Modern Amperex Technology (CATL), которую они основали, любой автомобилист скорей всего пользовался.
CATL — крупнейший в мире производитель литий-ионных аккумуляторов для электромобилей.
Основанная в 2011 году, компания CATL в настоящее время насчитывает 10 000 сотрудников в двух исследовательских центрах в Китае и еще одном в Берлине. CATL поставляет продукцию таким гигантам, как Hyundai и Volkswagen. В перспективе – также BMW, в частности, их электромобили Mini (на фото) и i5.
Джеймс Кеннеди — $9,3 млрд
Джим Кеннеди — председатель частной атлантической фирмы Cox Communications. Она была основана в 1898 году его дедом – как газетная компания. А впоследствии переквалифицировалась в поставщика услуг кабельного ТВ.
В последние десятилетия компания значительно расширила свою деятельность также в области автомобильной промышленности. А именно, предлагая дилерские услуги, аукционные операции и обслуживая сервисы розничной торговли — AutoTrader.com и Kelley Blue Book.
Гарретт Кэмп и Трэвис Каланик — $9 млрд
Можно ли назвать Uber автомобильной компанией? В конце концов, он не производит и не владеет ни одним из такси, которые работают под его именем. А вот что не вызывает сомнений, так это влияние, которое Uber оказал на глобальные тенденции логистики.
В 2009 году Гарретт Кэмп объединил усилия с Трэвисом Калаником (на фото). Оба были разочарованы местными службами такси в Сан-Франциско, а поэтому решили: смартфон с поддержкой геолокации – выход из положения.
Остальное, как говорится, дело техники. В настоящее время Uber работает в 785 крупных городах в 60 странах мира, имеет 91 млн пользователей в месяц.
Шахид Хан — $6,8 млрд.
Шахид Хан родился в Пакистане в 1950 году, в США переехал 17 годами позже. После колледжа он быстро продвинулся по карьерной лестнице в фирме по производству запчастей Flex-N-Gate. В конечном итоге, в 1980 году Хан приобрёл эту компанию.
Flex-N-Gate – основной поставщик бамперов для Детройтской Большой Тройки (Chrysler Group LLC, General Motors и Ford Motor Company), а затем и для Toyota, BMW и Nissan. Сейчас компания производит педальные системы и приборные панели.
Вивек Чаанд Сегал и семья — $6,2 млрд
Ни Вивек Чаанд Сегал, ни Samavardhan Motherson Group, которую он возглавляет, неизвестны на западе. А ведь за последние два года компания подняла обороты до $10,5 млрд. Это крупнейший в Индии производитель автомобильных запчастей.
Компанию основали в 1975 году Вивек Чаанд Сегал и его мать. Из небольшого семейного предприятия фирма быстро превратилась в мирового лидера по производству электропроводки. Её штат насчитывает 135 000 сотрудников.
Энтони Бэмфорд и его семья — $5,4 млрд
Британец Джозеф Сирил Бэмфорд основал JCB в 1945 году. Начинал с фермерских трейлеров, которые изготавливал из остатков военных материалов. В 1950-х был представлен первый экскаватор-погрузчик — полноприводный тягач с совком спереди и ковшом на другом конце.
Этот элемент и поныне присутствует практически на всех строительных площадках мира и остается фирменным продуктом компании (на фото).
Бэмфорд вышел на пенсию в 1975 году и передал бизнес своим сыновьям, а сын Энтони (лорд Бэмфорд на фото) теперь является председателем компании.
Рахул Баджай — $5,36 млрд.
Bajaj Group основал в 1926 году его дед Джамналал. Компания производила мотоциклы и рикши. А впоследствии перешли на четырехтактные мотоциклетные двигатели – вместе с партнёром Kawasaki.
Помимо двухколесных транспортных средств Bajaj Auto также выпускает четырехколесный велосипед с задним приводом.