Вадим Володарский
Адвокат, эксперт в области права, автор книг и публикаций

Мотоциклисты и автомобилисты: кто виноват в ДТП

1715

Мотосезон начинается. Несмотря на все политические события, и до «официального открытия» мотоклубами, мотоциклисты выезжают на дороги. И тут же вспоминаются конфликты между ними и водителями автомобилей, которые были в прошлом году и будут в следующем. Мотоциклисты обвиняют автомобилистов в том, что те их не видят, и в зеркала при манёврах не смотрят. Автомобилисты в ответ возмущаются, что мотоциклисты гоняют и ездят между рядами. Стереотипы и тех, и других почти непобедимы.

А мы попробуем разобраться: какие же механизмы ДТП с участием мотоциклистов наиболее типичны, и кто в этом виноват?

Начнём вот с чего. Если в советское время мотоцикл часто использовали из-за невозможности приобрести автомобиль, то сейчас у большинства мотоциклистов это – не единственное транспортное средство. Во всяком случае, в городах. Поэтому встреченный вами на дороге мотоциклист, вероятнее всего, имеет навык управления автомобилем. И понимает, как вы в нём себя чувствуете. Просто … сегодня затор на один автомобиль меньше. Большинство же водителей автомобилей ездить на мотоцикле не умеют, и это – одна из причин возникающего непонимания.

Какие ДТП мотоциклисты называют «классикой жанра»? Нет, не падение из-за того, что не справился с управлением, не нарушения при перестроении и так далее… Та самая «классика» выглядит так: водитель автомобиля поворачивает налево и не пропускает встречного мотоциклиста. Последствия часто тяжёлые: по сути, происходит столкновение под углом, близким прямому, мотоциклиста выбрасывает из седла, он может перелететь через автомобиль. Почему так происходит? Водители автомобилей обычно называют хрестоматийную причину: «Он же летел!». Начинаешь разбираться – и оказывается, что речь о малокубатурном мотоцикле, на котором «лететь» было бы весьма затруднительно.

На самом деле на видеозаписях подобных ДТП часто можно увидеть, как поворачивающий налево водитель несколько автомобилей пропустил, а перед мотоциклистом выехал. Среагировать, кстати, в таких случаях у мотоциклиста практически нет шансов. Но почему так происходит?

Причин две. Есть водители, которые просто не воспринимают мотоциклиста как участника движения, имеющего, в данном случае, перед ними преимущество, и которого нужно пропустить. Но часто бывает иначе. Готовясь к манёвру, водитель высматривает промежуток между автомобилями, «дырку» в потоке, в которую намеревается повернуть. Мотоцикл, из-за меньших размеров, в потоке виден плохо. Замечают его, когда уже поздно. К тому же, мотоциклистов в потоке меньше, чем авто, и у большинства водителей глаз на них не «заточен». А зря…

Есть ещё один аспект. У современных мотоциклов, как правило, фара в режиме ближнего света включается вместе с зажиганием. Сделано так не зря: благодаря свету мотоцикл более заметен в потоке, это, можно сказать, компенсирует его малые размеры. (По этой же причине многие мотоциклисты предпочитают ездить с «громкими» прямоточными глушителями: дальше слышно. Но с эффективностью такой мер можно спорить: точное направление, откуда идёт звук, а тем более – расстояние, водителю определить трудно. Не говоря уже о том, что это нарушение…) Однако в последнее время среди водителей распространилась мода ездить с включенным ближним светом, даже когда ПДД этого не требуют. Результат прост: в потоке невозможно выделить транспортные средства, для которых это необходимо. Например, осуществляющие буксировку. А также и мотоциклы теряются в этом «море огней»… Это плохо не только для самих мотоциклистов: кому нужно попасть в ДТП с риском серьёзных последствий?

Каковы бы ни были причины, в ДТП типа «классика жанра» виновным следует считать водителя, который при повороте налево не предоставил преимущество встречному транспортному средству. Эта его обязанность (если не считать случаев вроде меняющей направление главной дороги) – безусловна, и на регулируемых перекрёстках, и на нерегулируемых, и при съезде с дороги на прилегающую территорию.

Второй типичный случай: водитель поворачивает направо, и тут – какая неожиданность! – между ним и бордюром оказывается мотоциклист. Или велосипедист. С точки зрения ПДД такая ситуация тоже однозначна. Поворачивать нужно из крайнего положения на проезжей части. То есть из такого, чтобы между транспортным средством и краем проезжей части не могло поместиться другое транспортное средство. В том числе и двухколёсное, специально оговаривается в Правилах. Если оно там оказалось – это уже само по себе нарушение. Ну, и при любом изменении направления движения в зеркала нужно смотреть… Независимо от того, каким транспортным средством управляешь. Перестроениями «не глядя» мотоциклисты тоже, бывает, грешат…

Ещё один «типичный» случай – автомобиль перестраивается в полосу, где движется мотоциклист, и при этом его сносит. В принципе, такое бывает, разумеется, не только с мотоциклистами. (Отличаются, правда, последствия.) Но здесь срабатывает зачастую тот же фактор: водитель автомобиля видит промежуток между машинами в полосе, «дырку» в потоке. И слишком поздно замечает, что в этом пространстве кто-то двигается. К тому же, мотоцикл, в силу меньших размеров, имеет больше шансов оказаться в «слепой», непросматриваемой в зеркала, зоне. Эту проблему сейчас пытаются решать с помощью систем, сигнализирующих водителю об объекте в полосе сбоку, но сколько автомобилей у нас ими оснащены..?

Эту особенность нужно учитывать как водителям автомобилей, так и мотоциклистам, которым нужно выбирать режимы движения с учётом и этой специфики нашего дорожного движения. В ДТП попадать неприятно, даже если ты прав…

Какие претензии у автомобилистов к мотоциклистам? Основных четыре.

Высокая скорость. Движение намного быстрее скорости потока и с опасным маневрированием. Откровенное «хулиганство» на дороге, вроде езды в потоке на заднем колесе. И движение между рядами, особенно в заторах. (Это мы не обсуждаем сейчас обычные нарушения, вроде несоблюдения дистанции, которые как автомобилисты, так и мотоциклисты допускают в одинаковой мере, что нередко приводит к ДТП.)

Высокой скоростью и «слаломом» грешат отнюдь не только мотоциклисты. И если со вторым всё понятно, то когда речь идёт о ДТП из-за высокой скорости, на самом деле часто всё оказывается совсем не так… И причины ДТП совсем другие. Эта проблема касается не только мотоциклистов, и о ней нужно будет поговорить отдельно.

Читайте также:  Почему украинцы должны изменить отношение к безопасности дорожного движения

Отдельная тема – проезд мотоциклистов между автомобилями (в так называемом «междурядье»), как правило, в заторе. У водителей автомобилей это нередко вызывает приступы негодования. Причин тому несколько, и с ними имеет смысл разобраться детально, как и с тем, кто же будет виноват в ДТП в такой ситуации.

Во-первых, проехать «в междурядье» тоже можно по-разному. Если в стоячем или едва движущемся заторе осторожно «пробраться» при небольшой разнице в скорости с потоком — это одно. Пролететь так, как будто это свободная дорога, — совершенно другое. Безусловно, встречаются мотоциклисты, которые практикуют второе. Но у водителей автомобилей крайнее недовольство иногда вызывает и первое.

Причин несколько. Некоторых водителей пугает появление мотоциклиста в непосредственной близости сбоку, им кажется, что он вот-вот зацепит машину. Причина такого ощущения зачастую как раз в том, что водители авто «меряют по себе». Дело в том, что из салона бывает трудно почувствовать интервал: у многих водителей вообще проблемы с ощущением габаритов автомобиля. При езде на мотоцикле этой проблемы нет. Максимальный габарит по ширине у мотоцикла имеет, как правило, руль. Но он у мотоциклиста непосредственно в руках, и, соответственно, проблем с ощущением габарита в этой ситуации быть не может. То есть мотоциклист сразу видит и чувствует, достаточно ему пространства или нет. И зацепить он никого не хочет совершенно точно. Возможны ли ошибки? Конечно, да. Но вероятность их меньше, чем проблем с ощущением габаритов у водителя соседнего автомобиля.

В этой части, как видим, ощущение определяется местом сидения, в буквальном смысле. А непонимание вызвано зачастую разницей этих ощущений.

В то же время, каждому мотоциклисту известна обратная ситуация: он остановился перед поворотом налево, чтобы пропустить встречный транспорт, а мимо проносятся автомобили с таким же, а иногда и меньшим, интервалом, чем до тех машин, мимо которых он протискивается в заторе (а скорость выше)… И никаких неприятных ощущений у водителей это не вызывает.

Двойные стандарты? Может быть, значительная доля этого возмущения объясняется просто: «А чего это они едут, когда я стою?!». (А ещё многие, вероятно, сами бы хотели оседлать мотоцикл, но мешают или страх, или мнение родственников… Вот и проявляется таким образом досада.) Такие люди забывают об одном обстоятельстве. Мы уже говорили: у большинства городских мотоциклистов есть и автомобиль. Если тот, кто проезжает мимо в пробке на мотоцикле, на своём авто не выехал, — значит, сама пробка стала, вероятнее всего, на одну машину меньше…

Ну и есть, конечно, возмущающиеся нарушением ПДД. А есть ли оно?

ПДД требуют соблюдения безопасного интервала. Запрещают постоянную езду по разметке, разделяющей полосы движения. Но вот запрета на движение двух транспортных средств параллельно в полосе – не содержат. Неважно, будут это два мотоцикла, или (если ширина полосы позволяет сделать это с соблюдением безопасного интервала) мотоцикл с автомобилем. Объезд таким образом неподвижного препятствия не запрещён тем более. (В городах часто можно увидеть, что правую полосу движения делают шире – с учётом возможности парковки; мимо припаркованных там автомобилей транспорт спокойно проезжает в той же полосе, и никто не считает это нарушением.) Но при этом, ещё раз подчеркнём: требования соблюдения безопасного интервала никто не отменял.

С другой стороны, никто не отменял для водителей обязанности убедиться в безопасности любого манёвра, а также – открытия дверей автомобиля. (Зачем вообще в заторе открывать двери? Высаживать пассажиров в такой ситуации, если это не край дороги, — ПДД не соответствует. Плюнуть на асфальт..?) При этом помним о том, что каждый участник движения вправе рассчитывать на соблюдение другими ПДД. А это значит, что, например, выбирая безопасный интервал, никто не обязан рассчитывать на внезапно открывшуюся перед носом дверь. Кстати, это касается не только мотоциклистов. Случаи, когда открывшейся дверью, — иногда её открывает выходящий пассажир, — повредило проезжавший мимо автомобиль, встречаются чаще, чем кажется.

Таким образом, «алгоритм» определения виновности в таких ситуациях должен быть простым. Если мотоциклист зацепил неподвижный или движущийся, но не меняющий направления автомобиль, — это несоблюдение безопасного интервала именно с его стороны. Но если произошло столкновение с маневрирующим автомобилем (да, даже в заторе), или с открытой дверью, — это вина маневрировавшего или открывшего дверь. Смотреть в зеркала в таких ситуациях необходимо независимо от того, затор или не затор… А мотоциклистам не нужно злоупотреблять такой ездой. И уж точно нужно чётко определять: можно в конкретном месте проехать или нет. И понимать: расступаться в заторе перед мотоциклом никто не обязан! Нет возможности проехать – не едь… «Подвинулся» водитель автомобиля, пропустил, — спасибо ему, даже если сделал он это … скорее из страха. И вообще, чем предсказуемее ездят и мотоциклисты, и автомобилисты, — тем безопаснее. О включении указателей поворота я и не говорю: и так понятно (хотя практика показывает, что не всем, но, надо полагать, те, кто не понимает, — нас не читают…).

Взаимопонимание на дороге – дорогого стоит. И между водителями транспорта разных категорий – тоже. Это – элемент безопасности.

В коне концов, ни один мотоциклист не желает из-за водителя авто оказаться в больнице, а ни один автомобилист не горит желанием из-за мотоциклиста получить в отношении себя уголовное дело…

Автор текста: Вадим Володарский, адвокат