Мнение: Покупать б/у электромобиль — все равно, что покупать авто на евробляхах

594

Электромобили еще не готовы к массовому потреблению. Они — дорогие, не соответствуют тому, что хочет человек. Об этом заявил Вадим Уткин, генеральный директор Yunasko — украинской компании, производящей суперконденсаторы и гибридные конденсаторы.

По словам Уткина, никого не устраивает запас хода электромобиля в 300 км — у всех есть родственники в Одессе, Львове или Днепре. «Никто не хочет стоять пять часов между Львовом и Киевом, заряжаться на заправке, попивая кофе: это можно инфаркт получить, столько кофе выпить. Поэтому основной тренд сейчас — это переход к так называемым mild hybrids».

«В подавляющем большинстве, это [покупка электромобилей в Украине] — желание приобрести что-то за полкопейки. В первую очередь, это — большое количество битых Nissan Leaf, которые заполонили нашу страну. С общественным транспортом из этого ничего не получится, пока нет политики субсидирования электротранспорта. Все эти истории взлетают в любой стране, включая Америку, Китай, Индию только в одном случае: если у вас есть субсидии от правительства. Это может быть монетарное субсидирование, как в Китае: купил автобус электрический, вот тебе компенсация из центрального бюджета Пекина. В США они сейчас идут другим путем, это от штатов зависит. В некоторых городах они хотят, например, запретить двигатели внутреннего сгорания в черте города. Это — тоже субсидирование, но через принудительно-карательные меры. Это тоже вполне подходит«, — говорит глава Yunasko о развитии электротранспорта в Украине. — «В Украине это не регулируется вообще никак: хочешь — купи себе маршрутку на дизеле, на газе, на бензине, а хочешь, если ты — дурак, купи электрическую. Только она тебе обойдется в 5 или 10 раз дороже обычной. Поэтому я не верю в то, что эта история вообще во что-то массовое выльется. Это скорее единичные случаи».

Читайте также:  В Украине будут производить комплектующие для Maybach и Mercedes

С б/у электрокарами в Украине ситуация также неоднозначная: большинство Tesla и Leaf в Украине битые. Вот, как Уткин объясняет этот феномен:

«Куча компаний, в том числе моих знакомых, занимаются таким бизнесом. Идешь на аукцион, регистрируешься, покупаешь побитый электрический автомобиль. Такую машину отдают очень дешево, потому что все электрические машины при ударе снимаются с гарантии. Есть такое понятие как безопасность электрических автомобилей. Литий-ионные батареи очень взрывоопасные. Никто не хочет возиться с так называемыми обязательствами. Если, не дай Бог, вам отремонтируют эту машину, и что-то в ней загорится — то Nissan или Tesla такой иск дадут, что им мало не покажется. Поэтому значительно легче вывести машину из аварии, выкупить обратно по страховой, — тем более, что это обычно лизинговые машины, — и избавиться от нее на аукционе. Там ее с удовольствием приобретут наши адепты электрического транспорта. Привезут сюда, здесь ее тяп-ляп отремонтировали, батарею заменили, собрали, подкрасили — и продали вам за $ 10 тыс Nissas Leaf с каким-то смешным пробегом и рассказом о том, что эта батарея прослужит вам вечно».

Читайте также:  BMW готовит к выпуску заряженную модель

«Никакой гарантии при этом не дают — это не цивилизованный, а дикий способ. Он может подойти, если вы покупаете электромобиль, чтобы поиграть, как ребенок покупает машинку для игры. Но я бы не советовал такое делать вообще. Не покупайте подержанный электрический автомобиль. Хотя бы из таких соображений, что практически 50-70% стоимости электромобиля — это батарея. А изношенная батарея — это батарея под замену. Но мы, украинцы, люди с семью жизнями, мы же все — горцы. Принятие риска — для нас не очень характерно как для нации. И нас это спасало в самые тяжелые времена. Невероятный оптимизм, отсутствие оценки риска — это приводит к тому, что «а почему бы нет? Я с удовольствием куплю за $ 10 тыс Nissan Leaf, там куча классного внутри». А через 2 года непонятно, что делать с этим автомобилем. Но у нас и на еврономерах люди машины покупают — и тоже все нормально«, — сравнивает Уткин.

yunasko-4