Скандал с армейскими «Богданами»: факты, о которых умолчали

4131

Скандал, вызванный новостью о поломках санитарных автомобилей «Богдан 2251», которые закупили для Минобороны, для многих оказался настоящим шоком. Напомним, по словам волонтеров, из 50 автомобилей, которые летом попали на фронт, уже 20 побывали в ремонте, при этом лишь единицы успели наездить больше 10 тыс км. Такие претензии способны положить на лопатки кого угодно, ведь вывод, что виноват завод, кажется очевидным. Но другие детали этой истории дают веские основания искать причину уже у армейцев.

Факт, о котором все промолчали

Еще в октябре 2017 года, до того, как скандал вышел в массы, производитель санитарных автомобилей, а именно, черкасский «Автосборочный завод №2», стал разбираться, почему военные чуть ли не десятками стали возвращать поставленные им летом 2017 года «Богданы 2251». В рекламационных (претензионных) актах от военных частей значился общий «диагноз» — «не запускается двигатель». При этом некоторые машины успели наездить всего по 7300 км, отработав 2 месяца из гарантийных 5 лет.

Ремонту и замене подлежали топливная система, топливные насосы высокого давления и форсунки. Подозрение упало на некачественное топливо и нарушение правил проведения техосмотра. Проведенные позже экспертизы его подтвердили.

Так, специалисты черкасского авторизованного дизельного сервиса «Сфера-Дизель-С» при проверке четырех форсунок Common Rail Delphi обнаружили, что в двух из них есть отклонения в показателях дозировки впрыска и излишек обратного течения топлива. А вот состояние двух других форсунок вообще не позволило их продиагностировать: из-за слишком большого значения обратного течения топлива система защиты блокировала тестовый стенд.

Вывод экспертов был однозначным: к этому могло привести только некачественное топливо с примесями.

1

Вывод о причинах выхода из строя форсунок. Фото: autonews.ua

По регламенту «Богдан 2251» должны были заправлять дизелем стандарта Евро-5. Однако по оценке, которую предоставили производителю эксперты 10 Химмотологического центра Минобороны, ни одна их отобранных проб дизтоплива не соответствует требованиям ДСТУ 7688:2015 (он же Евро-5). В них выявлены механические примеси в виде твердых частиц, заиленный осадок и вода. К таким же выводам пришли и независимые эксперты испытательной лаборатории «Черкаси-Нафта-2008».

Читайте также:  ТОП-10 самых популярных в Украине электромобилей

3

Экспертиза испытательной лаборатории «Черкаси-Нафта-2008». Фото: autonews.ua

Как видим, топливо, заявленное как Евро-5, по содержанию серы превышает его требования в 16 раз, и находится где-то между Евро-4 и Евро-3. И невооруженным глазом в нем видны механические примеси в виде мутного осадка.

Собственно говоря, о топливе как о первопричине проблем говорила и член Совета волонтеров при Министерстве обороны Украины Валентина Варава.

«Большие проблемы с топливной системой. Мы знаем, что топливо в армии, к сожалению, не лучшего качества. Это даже не топливо!. […] То есть, топливная система — самая распространенная поломка в этих «Богданах»», — в сердцах сказала Валентина Варава. Но эта деталь о качестве топлива, «погубившем» санмашины, осталась в тени на фоне «громких» цифр об их поломках.

«Качество топлива в ходе поставок никто не контролирует»

На первый взгляд может показаться, что к 2017-2018 годам, когда воюющая страна даже армейские закупки осуществляет с помощью прозрачных тендеров, такого явления, как «твердые частицы и заиленный осадок» в дизеле, быть не должно. Но в военных кругах говорят, что как раз огромные закупки, которые проводит Минобороны, и прикрывают поставки некондиции под видом качественного топлива.

«Идет тендер, выставляют какое-то количество (тысячи тонн) солярки такого-то качества. Продавец сначала поставляет хорошее топливо, а как только деньги проплатили, его никто не контролирует, и он начинает гнать всякую муть. Ну и потом есть коррупция на уровне командиров батальонов, которым платят, чтобы они не жаловались. У поставщиков есть «гонцы», которые если нужно, и отправляют в подразделения успокаивать жалобщиков», — объясняет autonews.ua экс-комбат батальона «Айдар» Валентин Лихолит.

Читайте также:  Ценники на заправках побили новые антирекорды

А вот юрист Ростислав Кравец, который сейчас защищает на суде замминистра обороны Игоря Павловского (подозревается в растрате 149 млн грн при закупке топлива) указал autonews.ua на интересную деталь.

«Здесь вопрос не к тендерному комитету или тому, кто отвечает за закупки, а к тому, кто хранит это топливо. Чтобы не получилось так, что качественное топливо они где-то налево слили, а взяли некачественное топливо. Потому, что прием на склады на нефтебазах МО происходит исключительно с соответствующими сертификатами, с проверкой качества. Поэтому обвинять, что некачественное ДТ было закуплено — не корректно. Нужно проверить, не сливалось ли топливо? И какое топливо заливали в эти автомобили — то, которое было закуплено, или то, которым его подменили?», — сказал нам Ростислав Кравец. По его словам, контроль в армии на этапе приема топлива сейчас строгий. «Действительно, был эпизод, когда часть закупленного на довольно приличную сумму топлива было забраковано лично Игорем Павловским, и это топливо заменили. Офицер, который этим занимался, был уволен», — добавил Ростислав Кравец.

А что дальше?

На днях в Минобороны провели встречу военных, представителей корпорации «Богдан» и волонтеров. Военные и волонтеры высказали свои пожелания по тому, как нужно улучшить конструкцию санитарных автомобилей (практика показала, что у них жесткая подвеска, а также кабина водителя отделена от КУНГа, в котором медики везут раненых, из-за чего с ним банально сложно общаться).

bogdan4

В «Богдане» пообещали прислушаться к пожеланиям, а также обучить военных нюансам обслуживания и эксплуатации своих санитарных машин.