Рынок нефти пережил невиданный до сих пор кризис, достигнув отрицательной стоимости. Эксперты утверждают, что причиной стало резкое снижение спроса на топливо, остановка производств и передвижений, которые вызваны мировой пандемией коронавируса.

Рынок нефти не был готов к мировому кризису и первым пробил дно: цена за барель нефти опустилась с 1 доллара до -37 долларов в двадцатых числах апреля. Продавцы готовы были доплачивать за то, чтобы нефть забрали, поскольку хранить ее уже негде.

Производство начали снижать еще в конце февраля, когда Китай закрыл полностью все возможные контакты и практически остановил торговлю, но сокращение нефтедобычи прошло не достаточно быстро и глубоко, чтобы соответствовать прогнозам 2-процентного снижения мировой экономики и падения спроса на нефть в 30% из-за пандемии COVID-19.

Например, данные Baker Hughes сообщают, что количество действующих буровых установок в Соединенных Штатах снизилось до самого низкого уровня с июля 2016 года, а в Канаде количество нефтяных и газовых буровых установок упало до самого низкого уровня.

«Как по мне, то это нефтяной праздник! Нефтедобытчики сосали кровь с потребителей последние 20 лет. Чем их бизнес отличается от остальных, которые периодически ловят «минуса»? Их подвела собственная жадность: они хотели еще больше денег, бурили еще больше скважин, шли в сложные регионы. В результате сильно нарастили производство, а тут еще и вирус подкосил потребление. Так что все нормально, богатые тоже плачут!»— отмечает эксперт и директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

Рекордные показатели на самом деле — особенность биржевой торговли и никто никому не платил по минусовым ставкам. Стоимость нефти, которая доступна для торговли, осталась на уровне 20 долларов, на котором остается и сейчас.

«Стоимость барреля июльской нефти Brent 27 апреля к 8:47 по Киеву составила $23,87 (-3,79%). Баррель июньской нефти WTI торговался по $14,97 (-11,63%). Предыдущие торги завершились на уровне $24,81 и $16,94 соответственно», — пишет Enkorr.

В Украине оператор нефтетранспортной системы компания «Укртранснафта» уже начал заполнять резервные хранилища. Это по меньшей мере 11 резервуарных парков общей емкостью 1,083 млн кубометров. Нефтетрейдеры в свою очередь закупают по удобным ценам наперед. Все зависит от реализованных запасов и возможностей хранения.

На АЗС Украины наблюдается колебание цен в зависимости от осуществленных ранее закупок и объемов хранившихся запасов. Так первыми показали снижение мелкие заправки, которые стали покупать нефтепродукты и газ по сниженным ставкам. Крупные сети пока не так активно подключились к уменьшению цены.

«Мы закупаем не нефть, а нефтепродукты и сегодняшний обвал котировок на них в Европе – вот это уже интересно. Вопреки скепсису, цены идут вниз. Фиксируем снижение ежедневно в разных сетях. Вот и сегодня некоторые станции сбросили до 1,5 грн/л. Минималка по ДТ уже ниже 18 грн/л, по бензину А-92 – ниже 19 грн/л, по «пятому» – ниже 19,50 грн/л. Отвечают темпы и среднеевропейскому падению с начала года. По бензину идем нога в ногу – 28%, по дизтопливу чуть отстаем: снижение на 26% против 28% на АЗС Европы», — отмечает Сергей Куюн.

Factum Group провела исследование на заказ «Консалтинговой группы А-95», которое показало, что на пятой неделе карантина 45,9% автомобилистов сократили или вовсе прекратили заправку личных автомобилей. Интересно, что на второй неделе количество отказавшихся вовсе от поездок снизилось с 8,3% до 6,2%. А сокращение потребления показало только 25,6% респондентов. В исследовании приняло участие 400 респондентов. Опрос проводился в городах с населением свыше 50 тысяч человек.

Кризис рынка нефти: как это скажется на стоимости топлива в Украине. Фото №2

По итогу, за апрель снижение стоимости топлива составило 20-30%. Как считают эксперты в «Консалтинговой группе А-95», это вполне может оказать влияние на глобальное ценообразование. Но ситуация не будет стремительно меняться и скорее будет стабилизироваться, ведь многие АЗС в условиях карантина имели большие эксплуатационные затраты.

Александра Ершова
Автомобильный фанат и водитель со стажем 14 лет. В автомобильной журналистике более 10 лет. Увлекается автоспортом и фотографией.