КрАЗ удваивает производство: какие новые модели появятся в линейке завода (фото)

9457

Украинский завод «КрАЗ» в 2018 году собирается выпустить и продать в два раза больше автомобилей, чем в прошло. А это порядка 1200 единиц техники. Львиная доля роста придется на автомобили для военных и коммунальных служб. И в два раза должен увеличиться экспорт.

Autonews.ua обратились за комментарием на предприятие, и нам детально рассказали, чем обоснован такой рывок, что нового появится в линейке военных и гражданских автомобилей, а также, как на «КрАЗе» смотрят на конкурентов из Азии и ближнего зарубежья.

Рост в 2 раза. Что стало предпосылкой

К концу 2018 года ЧАО «АвтоКрАЗ» собирается выпустить порядка 1200 большегрузных автомобилей. Это практически в два раза больше, чем в прошлом году (выпущено 629 и продано 677 единиц). Об этом говорится в финансовом отчете предприятия за 2017 год, который попал в распоряжение СМИ. Как объяснили Autonews.ua в ЧАО «АвтоКрАЗ», для запланированного на этот год роста есть основания.

«Внутренний рынок понемногу оживает, особенно коммунальный сектор после децентрализации власти. И система электронных закупок ProZorro более благоприятно влияет на участие в тендерах и бюджетных закупках. Есть наработки и предварительные договоренности на внешних рынках, в частности Латинской Америке, Южной Африке и Ближнем Востоке«, — сказано в ответе Autonews.ua генерального директора ЧАО «АвтоКрАЗ» Романа Черняка.

К слову, есть заказы и на более экзотичных рынках. Несколько недель кременчугский автозавод участвовал в выставке вооружения и военной техники Defence Services Asia-2018 в Малайзии — одной из самых крупных в мире.

Посетители Defence Services Asia-2018 возле стенда «КрАЗа». Фото: autokraz.com.ua

«Потенциальные заказчики Юго-Восточной Азии знакомились с военной техникой КрАЗ — серийной и новой, которую завод освоил в последние годы. Учитывая, что случайных посетителей в этом военном форуме не было, а основная публика — профи, военные разных специальностей, связанных с эксплуатацией военной техники, менеджеры автозавода имели возможность конкретного диалога с потенциальным клиентом. Один из важных вопросов, который обсуждался в ходе встреч, — специфические требования операторов техники из стран этого региона«, — сообщили на предприятии.

«Армия заказывает гораздо меньше, чем декларирует»

Как сказано в планах на 2018 год, около 800 автомобилей предназначены для внутреннего рынка, остальное уйдет на экспорт. При этом доля поставок за рубеж должна вырасти с 19% (результат 2017 года) до 34% от общего объема производства. В 2018 году «АвтоКрАЗ» продолжает работу по адаптации силовых агрегатов к экостандарту Евро-6 и созданию новых моделей техники. Главные векторы, на которые ориентированы конструкторы — новая спецтехника для армии и компактные грузовики для коммунальщиков, говорится в годовом отчете-2017.

Если говорить о «военном векторе», то на заводе объясняют, что война на востоке и локальные войны за рубежом заставили значительно расширить линейку армейской техники. Бронированная техника — также новая и перспективная для «АвтоКрАЗа».

Читайте также:  Украину сотрясло новое смертельное ДТП: мажор на Hummer сбил девочку на переходе и пытался скрыться (фото, видео)

«Что касается новых армейских разработок для ВС, то большинство тем носит гриф «Секретно» и мы не имеем права их разглашать. К сожалению, армия заказывает гораздо меньше, чем декларирует. Те объемы, которые мы выполняем для ВСУ ни завод, ни военные подразделения не устраивают, потому что мы можем производить всю гамму армейских машин в любом количестве, она очень нужна военным, но ее заказывают очень мало«, — сообщили Autonews.ua в пресс-службе «АвтоКрАЗа».

Разрабатывают замену ЗИЛу

А вот по технике для муниципального сектора секретов нет. Хотя коммунальные машины — не свойственная заводу тема, и ранее он в этой нише не был представлен, сейчас предприятие делает ставку именно на них.

Спрос на продукцию КрАЗа у коммунальщиков вырос в три раза. Фото: autokraz.com.ua

«КрАЗ создавался для тяжелых условий эксплуатации, где не требуются малый радиус поворота, эргономичная кабина, высокая маневренность, легкость узлов и агрегатов. Мы зашли в эту нишу, потеснив иностранные аналоги, и стараемся за счет создания различных моделей спецмашин обеспечить импортозамещение в стране. За последние пару лет были созданы облегченные шасси КрАЗ-5401, грузоподъемностью 12 т, 10 т, 9 т и 6 тонн, а также пятитонник КрАЗ-4501. Сейчас работаем над созданием трехтонника, чтобы занять место на рынке, которое высвободилось после исчезновения ЗИЛа«, — говорят Autonews.ua на предприятии.

Ставка на машины для коммунальщиков сделана не случайно. Согласно данным «АвтоКрАЗа», у потребителей пользуются спросом универсальные спецавтомобили на базе новых облегченных шасси — илососы, пылесосы, каналопромоечные, поливомоечные, снегоуборочные, мусороуборочные машины.

«Благодаря расширению линейки нам удалось в 2017 году по отношению к 2016-му увеличить продажи коммунальной техники в три раза«, — обращают внимание в пресс-службе.

Трудная борьба на «домашнем поле»

Как бы там ни было, завод, выпустив новые модели, должен их еще и продать. И тут начинается жесткая конкурентная борьба, условия которой, к тому же, еще и постоянно меняются.

Традиционно «АвтоКрАЗ» конкурирует с производителями из стран ближнего зарубежья (МАЗ, КамАЗ, УралАЗ). На рынках Азии и Африки соперничество идет с грузовиками китайских, корейских и индийских производителей.

«В то же время такие западные производители, как Daimler AG (Mercedes, Freightliner, Mitsubishi, Western Star), Scania, Iveco, MAN, DAF, а также американские, японские и южнокорейские фирмы, основными рынками сбыта для которых была Западная Европа, Япония и Северная Америка, в последние годы из-за резкого падения спроса на этих рынках вынуждены искать новые рынки в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, странах СНГ и Африки, т. е. там, где традиционно сильны позиции «АвтоКрАЗа»«, — цитирует годовой отчет предприятия «Интерфакс-Украина».

Читайте также:  Новая "восьмерка" BMW стала на конвейер: последние подробности (фото)

Не все просто и на внутреннем рынке. Как отмечали на круглом столе «Автопроизводство в Украине: от расцвета до полного уничтожения. Срочные шаги для спасения отрасли», соседние страны помогают своим автопроизводителям мощной системой госпротекционизма — прямо субсидируют или освобождают от части налогов. Это позволяет тому же МАЗу и КамАЗу чувствовать себя на украинском рынке как дома, участвовать в тендерах и выигрывать их.

На днях для Кременчука изготовили новый мусоровоз. Фото: autokraz.com.ua

На «АвтоКрАЗе» обращают внимание, что иностранные конкуренты, которые производят аналогичную технику, выигрывают тендеры далеко не потому, что предлагают меньшую цену.

«Часто заявленная стоимость конкурента на тендере выше нашей. Нам не страшен честная конкурентная борьба на тендерах. Трудно бороться с коррупцией в органах власти, коррумпированными схемами в тендерах. Если по ценам мы выиграем, нас отвергают по формальным признакам, например, указав в тендере специфические требования к технике или срок выполнения крупной партии в несколько дней. Очевидно, что за десять дней 20 единиц техники невозможно изготовить, а это значит, что тендер предусматривает закупку уже изготовленной и поставленной на склад техники. Откаты и лоббирование никуда не делись, это основная причина нечестных тендеров. Мы с ней боролись и боремся всеми правовыми методами для сохранения завода и трудового коллектива«, — объясняют Autonews.ua на «АвтоКрАЗе».

Будут работать при любых обстоятельствах

На заводе надеются, что самый сложный период кризиса уже позади и дальше пойдет рост и развитие. Но факторы риска, способные повлиять на намеченные планы, со счетов не сбрасывают. Это могут быть как колебания курса доллара (и, следовательно, удорожание продукции), так и снижение цен у конкурентов, общий кризис в стране, отток кадров за границу.

«С кадрами ситуация у нас такая же, как и на остальных промышленных предприятиях. Острый дефицит рабочих кадров, молодого пополнения, большинство из которых уехало за длинным рублем за границу. Удерживать людей сложно, особенно в ситуации, когда отрасль почти уничтожена и в условиях кризиса мы не можем предложить зарплату, которую дают за рубежом. Поэтому мы рассчитываем на поддержку государства, не должна стоять в стороне и смотреть, как наши граждане уезжают за границу. Со своей стороны свой счет мы делаем все от нас зависящее, чтобы остановить отток кадров«, — говорят на заводе.

Как бы там ни было, на «КрАЗе» уверены, что предприятие будет работать при любых обстоятельствах.

«Факторы риска, конечно, могут негативно отразится на годовом показателе, загруженности мощностей, заработках персонала автозавода и предприятий-смежников, отчислениях в бюджеты разных уровней. Однако сдаваться мы не намерены, будем искать другие пути для развития бизнеса«, — подвели итог в комментарии для Autonews.ua на «АвтоКрАЗе».