Игорь Григоров
Живет автомобилями и путешествиями

Картина маслом: банкротство ЗАЗа и безвозвратно потерянные миллиарды долларов

Картина маслом: банкротство ЗАЗа и безвозвратно потерянные миллиарды долларов

Еще буквально пять лет назад, на производство автомобильных компонентов у нас в стране возлагали большие надежды. Планировали, что если не удалось привлечь в страну зарубежных автогигантов, получится хотя бы завлечь к нам крупных производителей запчастей и комплектующих. Создать мощные промышленные кластеры, которые смогут обеспечивать всем необходимым не только отечественную автомобильную отрасль, но и экспортировать продукцию за рубеж.Из-за непродуманной автомобильной политики Украина только за год потеряла 19,2 млрд. грн доходов и «убила» ЗАЗ.

Причин несколько. Некоторые предприятия остались в зоне военных действий и в оккупированном Крыму.  Только среди поставщиков Запорожского автомобилестроительного завода, по данным профильной Ассоциации «Укравтопром», на территории Донецкой области осталось 25 предприятий. А в Луганской – 11 предприятий. Среди них изготовители резино-технических изделий, радиаторов, инструментов, пружин, изделий из цветных металлов, которые используются в производстве автомобилей.

Многие перестали работать из-за сокращения производства автомобилей в Украине – ведь их продукция в больших объемах стала не нужна. На примере ЗАЗа легко отслеживается тенденция.

Производство автотранспортных средств на ЗАЗе:
2013 – 22032 шт.
2014 – 13144 шт.
2015 – 3949 шт.
2016 – 526 шт.
2017 – 1682 шт.

По данным Ассоциации «Укравтопром», в 2013 году производство автомобилей на ЗАЗе обеспечивало 714 поставщиков (566 украинских, 41 – из стран СНГ, 107 – из стран дальнего зарубежья). В прошлом 2017 году количество поставщиков ЗАЗа уменьшилось до 498 (383 украинских, 28 из стран СНГ и 87 – из дальнего зарубежье).

И если еще 10 лет назад Украина могла похвастаться квалифицированной рабочей силой и рассчитывать на технологичное производство, то сегодня картина иная. Яркий пример тому – попытка японской компании Fujikura открыть простейшее производство жгутов электропроводки в г. Немиров Винницкой области. Набрать персонал под это производство оказалось архисложно, притом, что и особых требований к работникам в компании не выдвигали. Еще сложнее будет возродить машиностроительные проекты, где уже нужны работники высокой квалификации.

Одним из положительных примеров можно считать основание в 2005 году ЗАЗом СП с мировым производителем выхлопных систем Bosal Nederland BV (БОСАЛ). Только в 2007 году было произведено около 160 тыс. комплектов выхлопных систем. В 2017 году СП произвело свыше 250 тыс. комплектов выхлопных систем, из которых 92% поставлено на европейский рынок. В 2018 году у СП планы произвести и поставить на рынок Европы, в торговую сеть БОСАЛ около 390 тыс. комплектов выхлопных систем. И эти комплектующие будут установлены на модели Renault, Peugeot, Opel, VW, Audi, MB. Но, как часто бывает, это, скорее, исключение из правил.

загрузка...