Автомобиль на батарейках все еще остается дорогой игрушкой, а вот его практичность будет зависеть от образа жизни владельца. И Renault предлагает продукт, доступный по цене и не столь претенциозный по внешности, но несущий дух электрификации.

Ничего особо выдающегося в Renault Zoe нет, зато есть ореол загадочности, который дарит ощущение приобщения к чему-то новому и перспективному. Вас провожают взглядом на улицах, а на парковках рассматривают, словно вы на суперкаре. Но фишка в том, что Renault Zoe представляет собой мягкую адаптацию к новым технологиям, в то время как Tesla отдалит вас от реальности навсегда, без права на возвращение.

Грань желаемого и действительного: тест-драйв Renault Zoe. Фото №2

На первый взгляд Renault Zoe может похвастаться лишь некоторыми деталями, свидетельствующими о том, что машина представляет собой уникальную конструкцию: подсвеченная голубым эмблема, значок Zero Emotion – вот и все особые регалии автомобиля. Но на самом деле подобная схожесть с ДВС-никами потребовала от инженеров серьезной работы. Вся архитектура электрокара создавалась с нуля, в отличие от предшествующих проектов — Kangoo ZE и Fluence ZE. Ранние проекты Zoe были намного более радикальными, чем автомобиль, который мы видим. Renault говорит, что первые эскизы для Zoe были сделаны в 2008 году, когда и начали заново изобретать автомобиль.

Первоначальная концепция представляла собой тонко завуалированную версию рабочей версии Renault Zoe — это был лишь пробный шаг к конечному продукту, окончательно сформировавшемуся и вышедшему на рынок в 2012 году. Однако производство Zoe построено на той же платформе, которая лежит в основе Clio последнего поколения, но с более выразительными формами. В Renault посчитали, что так будет экономически выгоднее и на благо конечного продукта.

Нетривиальных дизайнерских решений, на самом деле, в Renault Zoe хватает: тут и линзы фар с мастерски вписанными лого ZE, и ручки задних дверей с отпечатком пальца главного дизайнера Жана Семерива, и штампованные на торпедо электрические проводки, дублирующиеся на потолке и подголовниках.

Подобная архитектура говорит о том, что в Zoe есть стальной монокок с местом для основных узлов там, где вы ожидаете их увидеть: под капотом, где расположился электродвигатель. Батарея же находится под задними сиденьями, где обычно был установлен топливный бак. Вполне привычная и конфигурация подвески со стойками Макферсона спереди, как и в Clio, но с более мощным передним подрамником от Megane, а сзади — торсионная балка со спиральными пружинами.

Ничего особенного в обслуживании или поведении на дороге у электрокара не будет. Отрабатывает балка неровности довольно жестко, а короткий ход амортизаторов заставит пассажиров вздрагивать. Так, что проезжать ухабистые участки лучше, скинув скорость до 20 км/час, иначе электрокар будет подбрасывать. Вес машины составляет всего 1468 кг, что благотворно сказывается на затратах энергии, но в результате жертв было принесено достаточно: начиная с гремящих дверей и заканчивая отсутствием регулируемого подголовника. Зато изначально посадка довольно высокая, что позволило сэкономить и на регулировке водительского кресла по высоте.

Центр тяжести в Renault Zoe немного смещен к носу, что неудивительно, потому что именно там находится зарядное устройство, контроллеры мощности и синхронный электродвигатель на 92 л.с. (68 кВт), который приводит в движение передние колеса.

К нам Renault Zoe ехала долгие шесть лет и попала уже в обновленном виде и с более мощным электромотором R90 и литий-ионной батареей, увеличенной емкости с 22 кВт/ч до 41 кВт/ч, обещающей запас хода в максимальные 403 км. Но сам производитель мелким шрифтом добавляет, что подобного эффекта можно добиться лишь в «лабораторных условиях». Природные преимущества электродвигателя вполне соответствуют типичным требованиям супермини. Как правило, автомобили класса Renault Zoe не ездят на большие расстояния и не пользуются большим количеством автомагистралей. Но это в Европе. Наш потребитель хочет всего и сразу, а тем более за 800 тысяч гривен.

Не стоит создавать себе лишних надежд или устраивать квест по зарядным станциям на трассах Украины. Ареал обитания электрокара – исключительно городские условия. И чем больше пробок — тем лучше. В Renault Zoe вы забудете, что такое тормоза. Рекуперация второго поколения активно включается, как только вы приотпускаете педаль газа, подпитывая батарею. Это позволяет вам наблюдать магическое увеличение запаса хода. Вы научитесь плавно катиться и плавно разгоняться, играя с настройками и наблюдая за графикой на экране мультимедиа, меняющейся в зависимости от типа езды от синего до зеленого.

Электрокары очень позитивно влияют на характер, формируя у их владельцев терпимость и взвешенную размеренность. Они отсчитывают каждый километр, знают напряжение в каждой сети в городе и способны мыслить киловаттами, а не литрами. Ведь им приходиться менять уклад жизни, который теперь будет подчинен времени заряда и мощности зарядной станции.

На пополнение заряда Renault Zoe тратит два с половиной часа при подключении к трехфазной зарядной станции переменного тока. При наличии кабеля для быстрой зарядки от сети до 43 кВт (дополнительная стоимость в 300-500 евро) машина пополнит запас хода до 80% за полчаса. Однако в наших реалиях эта функция практически недостижима, то ли от несовершенства самих станций, то ли от перебоев в сети. В любом случае зарядное устройство Chameleon адаптируется к разным уровням напряжения, спасая батарею от перегревов. Не подключится машина и к розетке, не оснащенной заземлением – дань безопасности.

Читайте также:  Автомобилями начали торговать прямо на улицах

Грань желаемого и действительного: тест-драйв Renault Zoe. Фото №3

Автомобиль блаженно прост в управлении: вставьте карточку-ключ, нажмите кнопку запуска, включите D, нажмите акселератор. Там нет никаких передач. «Электричка» стартует с места плавно, а производительность ощущается мгновенно. А если не экономить запас хода и отключить «эко-режим», то можно даже испытать восторг от наливающегося усилием руля и готовности автомобиля стартовать со скоростью гепарда, погнавшегося за добычей.

В электрокаре особое удовольствие все же доставляют низкие скорости, когда вы плавно катитесь лесными дорогами, слушаете пение птиц. Но лучше, если на это время вы выключите Z.E. Voice — предупреждение о низкой скорости для пешеходов, которое заставляет Zoe тихо ныть, когда она ускоряется и замедляется ниже 20 миль в час.

Особая тишина царит и в салоне, куда чаще пробивается шум покрышек, чем звуки шумного города. Несмотря на экономию, в виде гремящих и громко захлопывающихся «пустых» дверей, машина радует простором в салоне и простотой. Аккуратная отделка, много ниш для мелких вещей, но лишь один USB-порт и отсутствие воздуховодов для заднего ряда выдает в машине бюджетность.

Семидюймовый сенсорный экран мультимедийной системы R-Link напоминает вам Clio, как и форма рулевого колеса, вентиляционных отверстий и центральной консоли. Приборная панель, вместо обычных инструментальных шкал, представляет собой тонкий цветной TFT-дисплей, показывающий оставшийся заряд батареи и диапазон, цифровой спидометр и обычные функции бортового компьютера. Цветная графика рассказывает вам, когда батарея регенерирует или разряжается.

Интерфейс центрального экрана R-Link Evolution передает информацию о работе электрической силовой установки, навигацию и изображение с камеры заднего вида. Функция программирования позволяет задать время и скорость зарядки, что полезно для тех, у кого ночной тариф за потребление электричества ниже дневного. Более того, электрокар можно настроить так, чтобы вы пришли в подогретый (или охлажденный) салон и получили максимум комфорта.

Компромиссов тут меньше, чем для первых версий EV: 338-литровый багажник глубокий и может быть увеличен путем складывания спинки заднего сиденья. Пассажирское пространство во втором ряду также очень конкурентоспособное.

Определенно, среда обитания Renault Zoe — исключительно города с пробочной скоростью. И исключительно — частный сектор, где есть возможность подключить машину к розетке с заземлением и не переживать о том, что на завтра не хватит заряда доехать в магазин или на работу. Тем более, что от обычной сети машина может заряжаться минимум 13 часов, а то и все двадцать.

Французский электрокар не зря стал лидером по продажам в Европе. Не столько из-за улучшенной производительности, сколько из-за способности быстро пополнить запас хода от зарядных станций, которых в Европе все же чуток больше. Кроме того, сыграла роль и дотационная программа, которую практикуют многие европейские страны. В Украине же рекордов продажи не показали, да и без поддержки государства не покажут: в 2018 году от силы было продано чуть больше десятка электромобилей Renault Zoe. Компакт за 898 500 гривен, пусть и в перспективе полностью окупаемый – не для всех доступный выбор.

Грань желаемого и действительного: тест-драйв Renault Zoe. Фото №4

ПЛЮСЫ: экономичность, тихий, привлекательный внешний вид и интерьер, плавный и отзывчивый

МИНУСЫ: маленький запас хода, цена, долгая зарядка от розетки, обычные проблемы с инфраструктурой, гремящие двери

Александра Ершова
Автомобильный фанат и водитель со стажем 14 лет. В автомобильной журналистике более 10 лет. Увлекается автоспортом и фотографией.