Где и как простые украинцы могут заработать на автомобильном рынке

3702

Пока руководители и владельцы украинских автозаводов совещаются, как им поднимать со дна производства, эксперты-трудовики говорят: отрасль испытывает острейший дефицит кадров. Это значит, что для работников с «руками на месте» и «головой на плечах» есть шанс найти интересное занятие с достойной зарплатой. И даже если нет квалификации, это тоже не беда: многие готовые научить и даже предоставить жилье. Autonews.ua рассказывает о самом интересном в «автомобильном» рынке труда Украины.

Тренд 1. Кадры избегают «нестатусных» профессий

Динамика вакансий и «совпадающих» с ними резюме по автоотрасли показывает: людей, готовых трудиться, не хватает по всем направлениям — от продажи автохимии до производства транспортных средств. Наибольший разрыв заметен в сегменте сервисного обслуживания автомобилей: доступных вакансий почти в три раза больше, чем желающих их получить! Для наглядности — статистика портала rabota.ua за июнь 2017 года (в компании сообщили Autonews.ua, что в 2018 году наблюдается та же тенденция).

Фото: аналитика портала rabota.ua

«Если мы говорим про «автосервисников», то там все печально и грустно. Народ вроде как денежкой обзавелся, машин понакупал, а чинить их некому. Поэтому зарплаты предлагают неплохие. К примеру, автоэлектрику на СТО на Троещине в Киеве предлагают работу с проживанием за 15 тыс. грн. Если это большая компания, то автослесарю предлагают 25 тыс. грн. Очень много ищут менеджеров по продажам автомобилей — зарплаты в районе 20 тыс. грн. Но вакансий много, а резюме мало, поэтому бывают случаи, когда работодатели переманивают друг у друга работников«, — комментирует Autonews.ua HR-эксперт портала rabota.ua Татьяна Пашкина.

Соотношение средних зарплат специалистов разных направлений. Фото: аналитика портала rabota.ua

Вместе с этим становятся сильнее предубеждения о всем, что связано с технической частью автомобилей как о «грязной работе». Особенно мнение, что автодело «работа грязная, физически тяжелая, весь в мазуте, головой вертеть надо» сильно у молодежи. С объективной стороны это так: работать приходится не в офисе, а нередко в гаражах, ангарах или мастерских, которые не всегда хорошо отапливаются. Но вдобавок для юного поколения важна статусность и бренды, а сказать перед друзьями-хипстерами «я автослесарь», становится все менее престижно. Поэтому предубеждение, что можно зарабатывать большие деньги более чистым путем работает против автобизнеса.

Тренд 2. Дальнобойщики уехали, а «офисные» осаждают нанимателей

А вот с водителями ситуация кардинально другая. За последние 20 дней работодатели разместили 2220 вакансий — предлагают работу экспедиторам, водителям такси, водителям-охранникам, личным водителям.

«При этом есть такая ситуация, когда вакансий водителя много, а желающих быть водителями такси или экспедиторами не так уж много. А вот по желающим быть офисными водителями, что называется, «взрыв мозга»: ежедневно работодатели получают по 80-100 откликов на такие предложения, если мы говорим о каких-то серьезных компаниях, известных брендах«, — указывает на деталь Татьяна Пашкина.

Читайте также:  Новый штраф будет стоить автомобилистам миллионы гривен

Украинцы-дальнобойщики со стажем нарасхват в Польше. Фото: pracuj.pl

И тут возникает дилемма: кандидатов на первый взгляд много, а закрыть вакансию бывает сложно. Особенно это видно, если нужно найти хорошего водителя-дальнобойщика для международных перевозок (Чехия, Литва). Им предлагают зарплаты 35-50 тыс грн, но кадровики все равно с ног сбиваются, прежде чем находят сотрудника.

«Те, кто хотели уехать на заработки — уехали, а остальных приходится умолять, сильно мотивировать«, — говорит специалист.

Тренд 3. Почти все готовы брать учеников и без опыта

Рынок труда в Украине огромные — порядка 16 миллионов. Но когда компании начинают искать сотрудников по профессиональным сферам, он оказывается не так и велик. Например, в административной сфере на 7% вакансий приходится 70% резюме. А реально, когда работодатели начинают искать специалиста, да еще с опытом работы, людей оказывается мало. Из-за этого, к примеру, на rabota.ua ввели функционал, когда соискатели могут откликнуться на вакансию даже не имея резюме, чтобы работодатель назначил встречу, уточнив, подходит ему элементарно человек или нет.

На заводах готовы научить сотрудников с нуля. Фото: eurocar.com

«Есть варианты, когда работодатели у себя на рабочем месте автослесарей и прочих рабочих учат, потому, что просто нет людей. Если мы в разделе «Автобизнес» выберем «стажер», то увидим, что предприятия готовы брать учениками автоэлекриков, автослесарей, автомаляров, автосварщиков,помощников мастера-приемщика, учеников на шиномонтаж, сварщиков-рихтовщиков и дальше обучать их. Это говорит о том, что ПТУ не справляются с запросами от работодателей«, — объясняет Татьяна Пашкина.

Тут есть «обоюдоострый» нюанс: пока работодатель человека подготовил и начал ему нормально (как кажется работодателю) платить, то через полгода-год свежеобученный может уйти или к конкурентам, или вообще уехать за рубеж, потому, что те деньги, которые ему платят, уже не интересны.

«У наших работодателей есть заблуждение, что «если я тебя выучил, я на тебе могу немножко поэкономить, а ты из благодарности будешь на меня немножко подешевле работать». Но это прокатывает не со всеми«, — уверена Татьяна Пашкина.

Тренд 4. Бизнес «возвращает» заробитчан домой

Особенно интересная ситуация складывается в западном регионе Украины. Там есть порядка 140 производственных предприятий с иностранными инвестициями, из них 11 «крутят жгутики», то есть, собирают различную автоэлектронику и кабели на экспорт. Однако из-за плохой рождаемости и в целом небольшого количества людей, которые хотели бы там работать, трудовы ресурсов не хватает. Из-за этого некоторые фирмы (к примеру, Fujikura, где производят электрооборудование и автокомпоненты) идет на хитрость — ставит свой отдельный столик в центрах занятости, чтобы «перехватывать» людей.

Читайте также:  Водителей защитят от "ряженных" полицейских

В таких условиях возникает интересный тренд: украинские работодатели размещают в Польше на дорогах и столбах борды с призывом к заробитчанам «Возвращайся домой, мы тебя ждем». Специалисты по трудоустройству считают, что это вряд ли переломит ситуацию, но надежда, что что-то поменяется, есть.

Обращение к заробитчанам размещено в Люблине на трассе, которая ведет с Варшавы в направлении украинской границы. Фото: nasze-slowo.pl

Однако многих украинцев «белые» зарплаты в иностранных компаниях отпугивают!

«Люди, которые неофициально получают 5-6 тысяч, еще пару тысяч — от Центра занятости как безработные, вдобавок субсидию на газ и отопление, по факту «на карман» получают больше, чем если бы они трудились «по белому». Плюс ко всему работать-то надо качественно. Западные работодатели настроены на работу по результату, а не по «отсиживанию». Поэтому многие люди на официальную зарплату не идут и такие производственные вакансии закрывать сложно«, — говорит Татьяна Пашкина.

Тренд 5. Будет «напряженка» в производстве электромобилей

Сумма изложенных выше фактов может перечеркнуть надежды промышленников когда-нибудь наладить в Украине производство электромобилей. Ведь в высокотехнологичном производстве дефицит кадров будет стоять особо остро.

Фото: impremedia.net

«У меня такое ощущение, что что-то выйдет, если лично Маск приедет к нам строить «гиперлуп» и заодно развернет тут производство электромобилей. Потому, что если эти вещи будет курировать государство, то будет очень большой дефицит специалистов нужного уровня. Если к нам придет кто-то типу «Фуджикуры» и будет предлагать не 9000 грн, а порядка 500-600 евро, то есть надежда, что они кого-то удержат«, — говорит о важности высоких зарплат HR-эксперт.

А самый заметный тренд на рынке труда в последний год — когда крупные компании ищут сотрудников не в своем городе, а буквально по всей Украине. К примеру, предприятие в Киеве, а ищут в Харькове, Сумах, Полтаве и так далее. Людям, которые согласятся на переезд, иногда предоставляют жилье, питание, униформу. Но тут есть угроза.

«Работодатели провоцируют внутреннюю миграцию, и люди, привыкшие как перекати поле ездить в поисках лучшей жизни, к примеру, из Каменского в Киев, а там и до границы «упал-отжался», и вот человек уже потенциальный заробитчанин. А зачастую производства расположены не в городах, а селах или райцентрах. И получается, что если человеку все равно переезжать, а в украинской глубинке его труд оплачивается в три раза меньше, чем в польской, то очевидно, что он выберет вариант с большим заработком. Все квалифицированные электромеханики и прочие сварщики уезжают, а нам их остановить нечем«, — подвела итог в разговоре с Autonews.ua HR-эксперт портала rabota.ua Татьяна Пашкина.