Электромобили в Украине: с чем на самом деле приходится иметь дело водителям

4803

Спрос на электромобили в Украине растет: по итогам января, сообщает «Укравтопром», первую регистрацию прошли 188 электромобилей — это на 19% больше, чем годом ранее. Прогресс может обернуться проблемой — как заряжать электромобили в условиях плотно застроенных жилмассивов, если сейчас это обычно делается с помощью обычной переноски?

Хороший пример на днях привел автоюрист Вадим Володарский. Он сфотографировал, как возле многоэтажки в Ирпене заряжали Nissan Leaf. Чтобы «дотянуться» к зарядному кабелю, хозяину пришлось подогнать автомобиль поближе к дому, заняв часть тротуара.

Кабель тянется из окна второго этажа и лежит под ногами пешеходов. Фото: Вадим Володарский

«Вообще, здесь отношение к автомобилям спокойнее. В Киеве припарковавшегося поперёк тротуара растерзали бы. И пешеходам было бы наплевать, что иначе не зарядишься. Но что будет, если в доме появится ещё один электромобиль?», — задает резонный вопрос Вадим Володарский.

Как решить такую проблему?

Специалисты в области электромобилей, с которыми пообщались autonews.ua, говорят, что такая проблема есть. Отчасти она зависит от самого владельца машины.

«Был случай, когда «злые соседи» выгоняли хозяина электромобиля. В очень плотно заставленном дворе он отгородил себе место с розеткой и поставил блокиратор. Соседям дико не понравилось, что у кого-то есть личное место, — говорит autonews.ua глава клуба электромобилистов «Электроавтосам» Вадим Медведев. — Хотя, это все зависит от человека. К примеру, я со своими соседями дружу, и объяснил, что мой электромобиль может стоять под окнами, потому, что это единственное транспортное средство, которое не воняет выхлопами. Мы с соседями прекрасно поладили и они даже заинтересовались электромобилями».

Но даже при очень хороших соседях кабель, который тянется от балкона, — не лучший способ заряжать машину. Тем более, если хотя бы каждый десятый автомобиль под домом будет на электроходу.

Все это решаемо, говорят эксперты. Есть масса вариантов, как организовать одновременную зарядку нескольких электромобилей, при чем это не обязательно делать во дворе.

  • Вариант 1. Договориться с ЖЭКком

    «ЖЭК выведет из подвала кабели и розетки в подходящее для электромобилей место. Для ЖЭКа это интересно, так как повышает уровень их хозяйства. В новых домах, которые сейчас строятся, вывод мощностей к электромобилям уже закладывается в проектах. Архитекторы этим заинтересовались и даже начали ходить на собрания электромобилистов, спрашивают, как надо ставить элетромобили, сколько мощности нужно и так далее», — объясняет autonews.ua глава клуба электромобилистов «Электроавтосам» Вадим Медведев.

    Отдельный вопрос — как быть тем, кто живет в старых домах, сети которых не рассчитаны на большие нагрузки. Его можно решить «умными» зарядными станциями, которые измеряют общую подводимую к дому мощность и выдают электромобилю сигнал, чтобы мощность зарядки не превышала какую-то величину. Таким образом, система «узнает», сколько дом получает, сколько он потребляет, а остаток отдает электромобилю. Если это вечер и в доме пик потребления, зарядка полностью останавливается. Но к 11-12 ночи нагрузка снижается и до утра электрокары успевают зарядиться. «У всех есть бойлеры, но никто не жалуется, к примеру, что из-за них нужно модернизировать электрическую сеть. А электромобиль из розетки потребляет примерно столько же, как бойлер или электрообогреватель», — говорят в клубе «Электроавтосам».

  • Вариант 2. Инфраструктура возле дома

    Если во дворе места мало, заряжать электрокар можно на соседних «объектах» — автомойках, шиномонтажах, парковках, заправках, возле магазинов. С их владельцами можно договориться об установке зарядных станций на 3-4 порта или использовании ночью внешних розеток.

    Многие владельцы ночных парковок уже отмечают, что к ним с просьбой зарядиться стали приезжать люди на электромобилях. Но часто машины заряжают от будок охраны, в которых мощности не больше, чем на одну машину. «Сейчас владельцы парковок начали задумываться, появляются проекты, ставят 5-6 розеток и это идет как дополнительная услуга», — сказал Вадим Медведев.

  • Вариант 3. Общественные зарядки

    В Украине становится все больше общественных зарядных станций, которые устанавливают сети АЗС, торговые центры, кинотеатры, рестораны. А в электромобилях постоянно увеличивается мощность бортовых зарядных устройств (чем она выше, тем быстрее идет зарядка). Если учесть, что в условиях городских поездок по маршруту «дом — работа — дом» электромобиль редко когда бывает разряжен сильно, то получаса-часа, пока владельцы машины ходят по магазинам, хватает, чтобы ее подзарядить.

  • Вариант 4. Запас «на вырост»

    Если предположить, что вдруг в Киеве появится огромное количество электромобилей, то для их зарядки можно будет использовать незадействованные сейчас мощности промышленных электросетей. «Сейчас много предприятий пришли в упадок, а к ним в свое время были подведены серьезные мощности. Если будет спрос, буквально за месяц на основе этого можно будет создать парковки с мощными зарядками, специальными зарядными станциями», — объясняют autonews.ua специалисты «Электроавтосам».

Помогут ЕБРР и Мининфраструктуры

На развитие сети зарядных станций для электромобилей в 2018 году деньги Украине выделяет ЕББР.

Более того — строить зарядные станции обещают и в правительстве. В частности, в Мининфраструктуры) говорят, что заинтересованы, чтобы в этом году в Украину заехало как можно больше электромобилей. С их помощью можно будет ночью гасить пики производства атомной энергии, выравнивая таким образом суточный график потребления.

«Мы ждем, что государство для этой цели поможет строить в спальных районах зарядные станции, — говорит autonews.ua директор по развитию центрального региона компании Go-tou (занимаются зарядными станциями) Роман Деркач. — Буквально в конце февраля с инициативы Мининфраструктуры состоится круглый стол, где будут обсуждать развитие сети зарядных станций в Украине. Это первый раз на моей памяти, когда государство протягивает руку специалистам и просит о помощи. Обещают согласовывать каждый шаг, с учетом опыта украинских специалистов и людей, которые работали за границей в этой сфере».

Таким образом, надеются эксперты, в Украине с самого начала удастся создать инфраструктуру для электромобилей в цивилизованном ключе, чтобы «зарядки с балкона» были исключением, а не обычным явлением.