Что мешает Украине начать производить электромобили

3128

На днях известный журналист, автор и ведущий проекта «2 Лошадиные силы» Рауль Чилачава, побывав на «АвтоЗАЗе», рассказал, что промышленники з Южной Кореи «зондировали почву» в вопросе открытия производства электромобилей в Украине, были очень огорчены отсутствие господдержки в этой отрасли. «У нас есть преференции на ввоз электромобилей, но как я понял, нет преференций на производство», — написал журналист. Расстроенные этим фактом гости уехали.

Autonews.ua пообщались с главой клуба «Электроавтосам» Вадимом Медведевым (в качестве эксперта принимает участие в разработке «электромобильного» законодательства), и узнали его мнение, что Украине нужно (и что уже есть) для успеха в этой области.

Что у нас с законодательством? (отчасти неплохо)

Прежде всего нужно вспомнить, что в законе, который отменил акциз и НДС на ввоз электромобилей в Украину, кроме всего прочего сказано, что теперь НДС отменяется и для произведенных в Украине электромобилей. Получается, утверждать, что никаких льгот в этой области нет, не верно.

Однако, льгота, касающаяся отмены НДС, как уже поняли электромобильщики, вещь обоюдоострая. Она будет выгодна большим предприятиям вроде ЗАЗ, «Электрона», «Богдана» (которые объективно «тяжелы на подъем»), но совершенно бесполезна для мелкосерийных производств электромобилей, на которых, как ожидается, и выстрелит украинский электромобиль! «Если у нас не «случится» свой Илон Маск, который вот так вдруг создаст мощное производство, то равномерно это будет начинаться с небольших мастерских и мелких серий. Но они обычно работают на общем налоге, и чтобы развиться до степени, когда им будет выгодно платить НДС, нужно будет выпускать не меньше 100 экземпляров в год, а это уже серьезное производство. Получается, для мелкосерийщиков у нас послаблений нет», — сожалеет Вадим Медведев.

Читайте также:  В Украине новейший Гелик на еврономерах

Также Мининфраструктуры будет лоббировать закон, в котором будут включены отмена НДС на ввоз запчастей для электромобилей. «Там большой технический перечень, наш клуб его готовил. Речь идет об аккумуляторах, электродвигателях, других комплектующих», — сказал Вадим Медведев.

Также иностранные инвесторы, когда говорят об инвестиционном климате Украины, в один голос требуют защиты права собственности и упрощения правил выделения под производство земли и подключения территории к коммуникациям (электричество, газо- и водоснабжение).

Кто хочет производить, а кто нет?

С заводами ситуация разная. К примеру, в среде электромобильщиков большие надежды возлагают на львовский «Электрон», который уже выпустил два автобуса на электротяге и они уже зарегистрированы в полиции.

foto_007

Електроавтобус Электрон Е191, произведенный во Львове

«Также вот-вот официально будет объявлено еще о выпуске двух электроавтобусов другим производителем», — говорят в «Электроавтосам».

А вот об запорожцах специалист говорит с долей огорчения. «Год назад на выставке Plug-In руководство ЗАЗ высказывалось очень скептично по поводу производства электромобилей. Я говорил: «Давайте делать электромобили. У нас есть наработки, мы можем бесплатно ими поделиться». А мне ответили, что нужно написать концепцию внедрения электромобилей в Украине. Мы предложили написать ее на неделю. А мне: «Молодой человек, такие документы пишутся годами», с тем намеком, что чертежи они вообще будут делать лет 10″, — сказал autonews.ua Вадим Медведев.

Читайте также:  Один из самых популярных кроссоверов в Украине получил спецверсию

Пилот может выстрелить на Донбассе

Из всего этого эксперт делает вывод: если в Украине что-то и выстрелит, то это будет мелкосерийное производство. «Сейчас все на низком старте, что-то крутят по гаражам. У всех желание сделать что-то серийное. Хоть как-то выпустить 50-100 машин», — сказал autonews.ua Вадим Медведев.

По примерным прикидкам, запуск в Украине электромобильного завода, чья продукция сразу пошла бы в серию, стоит примерно $1,2-2 млн. При этом несмотря на такую небольшую сумму, это будет не узловая сборка, а именно производство.

«Это однозначно производство на современных технологиях. Штамповка, обработка, электрика. Разве что не заготовительное производство — своей литейки там не будет. Об этом особенно задумываются в Донецкой области. Там возможностей много: есть и химики, и машиностроение в  Краматорске, и металлургия в Мариуполе, и заводы по электродвигателям (уже думают, не мотать ли им электродвигатели). Но пока нет самих электромобилей, одними двигателями они не прокормятся. «Пояс» там очень интересный. Им помогает ЕББР немного, прочие фонды тоже говорят: «ура, давайте делать». Но когда доходит до дела, денег туда не приходит, потому, что все боятся военных действий», — объясняет Медведев.