Чего ждать водителям от новой правительственной программы

4155

Украинские чиновники объявили об амбициозных планах: за два года уменьшить смертность на дорогах на 30%, травматизм на 90% и свести к нулю детскую смертность. На это государство должно потратить 7 млрд 600 млн грн. Деньги пойдут как на «материальную» часть (развязки, пешеходные переходы, ликвидация аварийноопасных мест), так и на пропаганду безопасного поведения на дорогах. Autonews.ua разобрались, на что именно пойдет огромное финансирование, и как это отразится на обычных водителях.

Главные враги украинских водителей

Эксперты назвали «главных врагов» украинских водителей и пешеходов. Это превышение скорости, не оборудованные пешеходные переходы, опасные перекрестки и пьяное вождение. Чтобы свести эти факторы риска к минимуму, правительство будет вести работу по четырем направлениям: инфраструктура; просвещение; надзор и контроль; неотложная помощь.

Инфраструктура

Это направление — одно из самых затратных в программе. В общей сложности переоснащение дорог обойдется государству более чем в 4 млрд грн. Мы попросили прокомментировать изменения дорожного эксперта, советника главы «Укравтодора» Александра Каву.

  • 500 кольцевых развязок — 1 млрд 160 млн грн

    «Это кольцевые развязки, которые обустраиваются на Т-образных и Х-образных перекрестках. Они позволяют существенно снизить количество ДТП в этих местах, и исключают возможность ДТП с тяжелыми последствиями, поскольку скорость проезда кольцевых развязок ниже, чем скорость на Т-образных и Х-образных перекрестках. Соответственно, это сохраняет жизнь водителей и пешеходов. Такие развязки будут строиться и в населенных пунктах, и за их пределами. В первую очередь это будут аварийно-опасные  перекрестки«, — объясняет Autonews.ua Александр Кава.

  • 500 островков безопасности на въездах в населенные пункты — 930 млн грн

    «Это островки успокоения трафика, которые вынуждают водителей снижать скорость из-за необходимости объезда искусственного препятствия. В населенные пункты водители будут въезжать в соответствии с установленным скоростным режимом в 50 км/ч, а не так как сейчас бывает, когда въезжают на скорости гораздо выше, а потом происходят наезды на пешеходов, лобовые столкновения. Применение этой технологии началось в 2017 году — пилоты были в Полтавской, Черниговской, Ивано-Франковской, Одесской и Тернопольской областях. Они зарекомендовали себя хорошо и будут массово внедряться«, — говорит Александр Кава.

  • 6432 оборудованных пешеходных перехода — 1 млрд 161 млн грн
  • 1500 пешеходных переходов с осветительными панелями — 150 млн грн

    «Пешеходные переходы будут оборудоваться либо полностью в соответствии с европейскими стандартами, что дороже, либо по программе-минимум — это установка освещения на проезжей части. Полная будет предполагать нанесение шумовой разметки, оборудование островка безопасности посредине проезжей части, дублирование знаков «Пешеходный переход» над проезжей частью, и оборудование точечного освещения«, — рассказывает Александр Кава.

  • Ликвидация 109 мест концентрации ДТП — 260 млн грн

    «Места концентрации ДТП, как правило, не типичные. Но везде есть свой пробел по безопасности. Либо с организацией движения, либо с рельефом, либо с трассировкой дороги, либо с количеством полос, либо с расположением пешеходного перехода, либо с плохой видимостью. В каждом случае будет свое решение«, — говорит эксперт.

  • 258 км новых барьерных ограждений — 435 млн грн

    «Это касается и бокового ограждения, и барьеров посредине дороги. Их будут ставить во всех местах, где есть необходимость в повышении безопасности проезда. В тех местах, где это позволит повысить безопасность, они будут устанавливаться сразу, не дожидаясь капремонта дороги», — объясняет Александр Кава.

  • 15 тыс новых дорожных знаков — 60 млн грн

    На дорогах будут менять знаки, которые используются сверх нормативов и не соответствуют стандартам.

    «Будут устанавливаться современные дорожные знаки с желтой окантовкой; информационно-указательные знаки, соответствующие обновленным стандартам, с указанием номеров дорог и основных коридоров. Также будет восстановлена светоотражающая способность знаков, так как и светоотдающая способность со временем приходит в негодность«, — говорит эксперт.

Просвещение
  • 46 информкампаний по безопасности движения — 291 млн грн

Пропаганда безопасного поведения на дорогах, при чем, на госуровне, при чем, не в стиле известного борда «Водитель, тебя ждут дома«, а языком современной рекламы — пожалуй, такое в Украине будет впервые.

«Раньше социальная реклама была отрывистый, фрагментарной, немасштабной и не имела нужного социального эффекта. Международный опыт показывает, что реклама должна идти скоординировано по разным каналам, должна быть массированной, убедительной и настойчивой — вроде того, какую рекламу мы видим. В ближайшие время будет разработан более десятка таких массированных кампаний — безопасность движения и безопасное поведение будет у всех на устах и в мыслях. Ключевые месседжи — разумная скорость, ремни безопасности, отказ от сочетания алкоголя и управление автомобилем и обязательное использование детских автокресел», — заявили в Мининфраструктуры.

Надзор и контроль
  • Меры по надзору и контролю — 1 млрд 320 млн грн

Как объяснили в Мининфраструктуры, «надзор и контроль» — не что иное, как внедрение системы видеофиксации нарушений. Напомним, закон о видеофиксации подписан президентом и вступит в силу в сентябре. Но «живых» денег на покупку камер (предполагается, что их даст инвестор) нет.

«Госпрограммой предусмотрено следующее: система автофиксации нарушений ПДД; камеры автофиксации нарушений ПДД на автодорогах государственного значения; мобильные приборы контроля скорости в патрульных автомобилях; приобретение алкотестеров; контроль безопасности коммерческих перевозок«, — сказал Владимир Омелян.

Неотложная помощь
  • Меры по неотложной помощи — 1 млрд 835 млн грн

Весьма заметную сумму отдадут Министерству здравоохранения. Она должна способствовать возможности своевременно оказать помощь пострадавшим в ДТП.

«Это может предусматривать покупку новых «скорых», оборудования новых пунктов их локации, возможно приобретение вертолетов для эвакуации раненых«, — говорят в «Укравтодоре».

7,6 млрд за два года

Обращает на себя внимание факт, что получить результат — снижение аварийности, смертности и травматизма — в Мининфраструктуры собираются уже через два года — в 2020-м. Получается, расчет на то, что вложение огромных средств (в сумме порядка 7,6 млрд грн) должно будет оправдать себя практически сразу.

Но дорожники считают, что если найдется финансирование, все будет. «Если эти деньги будут выделены в том объеме, который будет необходим, то я полагаю, что достичь заявленных показателей снижения ДТП вполне реально», — подвел итог в комментарии Autonews.ua Александр Кава.

Стоит отметить, что, по большому счету, 7,6 млрд грн — сумма относительно небольшая. Так, в 2018 году размер дорожного фонда составит 47 млрд грн.