Алексей Павловский: полицию на каждом углу поставить нельзя, но мы можем собрать всех нарушителей в единую базу

Алексей Павловский: полицию на каждом углу поставить нельзя, но мы можем собрать всех нарушителей в единую базу

Украинские дороги считаются едва ли не самыми опасными в Европе. Уровень травматизма и смертности уже не первый год выводят нашу страну на вершину антирейтингов по безопасности дорожного движения. Винить в этом кого-то одного: власти, полицию или самих водителей — не совсем корректно. Как показывает практика, грешат и не дорабатывают все. К этому можно еще добавить непонимание, нежелание сотрудничать, бездействие, а порой, и откровенное вредительство. Исправить ситуацию и наладить диалог можно, среди прочего, создав некую общую платформу с широким функционалом и возможностями для всех участников.

О том, как общественным платформам в сфере безопасности дорожного движения работается в Украине, Аutonews.ua пообщались с Алексеем Павловским, руководителем ОО «Национальная платформа безопасности движения», проектов PitBull и Артиль.

Новый проект Артиль Украина что это?

— Создан он, в первую очередь, для взаимодействия полиции и общественности в вопросах освещения каких-либо ДТП, поиска свидетелей, аналитики мест ДТП. Также наши модераторы будут писать запросы в соответствующие службы и институты. Например, если в месте с плохим освещением постоянно происходят ДТП, наши модераторы будут акцентировать на этом внимание и привлекать местные службы, компетентные в этих вопросах.

Это больше медийная платформа.  У нас на сайте будет база водителей и правонарушений, которые зафиксировала общественность. Например, водитель стал на пешеходном переходе: его сразу же сфотографировали через приложение, отправили, написали комментарий, что на такой-то улице в таком-то городе этот правонарушитель стал на переходе. Мы сразу же позвоним в полицию или сообщим об этом правонарушении. А  потом, по “номерам”, мы будем систематизировать все нарушения этого ТС в рамках единой базы. Отмечу, что система будет работать не по принципу — полиция увидела, а потом уже зафиксировала общественность, а наоборот. Можно будет зайти на сайт, и, вписав номер авто, отсортировать злостных правонарушителей, которые в реальной жизни, может быть и такое, даже одного постановления от полиции не получали. Полицию на каждом углу поставить нельзя, а люди эти нарушения будут постоянно видеть и нам публиковать на общественное осуждение.

У этого проекта есть аналоги за границей?

— Думаю, что их нет. Это продолжение проекта Питбуль. А Питбуль — это узкое направление проекта. С помощью Питбуля мы набрали в оперативных чатах около 35 тысяч человек. И мы увидели, что в этих же чатах постоянно происходит обмен информацией о других нарушениях, ДТП, ориентировки. Мы поняли, что Питбуль можно расширить и с командой придумали такую вот модернизацию проекта в рамках Артиля. Теперь он будет охватывать полностью общественную безопасность в вопросах дорожного движения.

Мы инвестировали в проект частные финансы: личные средства социально ответственных людей и компаний. Потом мы планируем подавать заявки в разные фонды, которые будут нас поддерживать ресурсами, в том числе и медийными.

Сколько человек в постоянной команде?

— На самом деле, модераторы Артиль, это те же руководители проекта Питбуль.

Модератор в Артиль — это оплачиваемая работа?

— Сейчас это на бесплатной основе. Но мы подаемся на все возможные фонды, мы презентуем свой проект, мы говорим о том, что аналогов в мире мы на сегодняшний день не имеем. У нас есть в Фейсбуке 25 тысяч подписчиков. Телеграм канал — около 6 тысяч. И это данные только по Киеву. Мы хотим запустить проект Артиль во всех городах Украины. Это будет децентрализовано, чтобы в каждом городе была своя команда, своя организация. Некая платформа, которая будет объединять эти все города. А вот сайт будет собирать и структурировать информацию в такую общую базу.

Фигуранты Вашей базы нарушителей могут подать на Вас в суд за распространение личных данных без их согласия?

— Мы поговорили с юристами, обсудили все тонкости распространения персональных данных, выработали правильный алгоритм публикаций и заполнения базы. Артиль работает полностью в правовом поле, не нарушая чьих-либо прав.Алексей Павловский: полицию на каждом углу поставить нельзя, но мы можем собрать всех нарушителей в единую базу. Фото №2

В одном из своих интервью вы заявляли о децентрализации проекта Артиль. Сколько людей/модераторов планируете привлечь к обработке данных?

— В каждом городе будет достаточно по 2 модератора. Нам необходимо всего 12 модераторов для тех городов, где мы планируем запускаться в ближайшее время. Это будет на платной основе. Ведь надо будет работать с огромным потоком информации, писать много запросов в суды и полицию.

Собранные данные могут использоваться в качестве доказательной базы?

— К сожалению, на сегодняшний день, фотофиксация людьми какого-либо правонарушения не является моментом доказательной базы. Ведь, к примеру, телефон, на котором зафиксировано нарушение, не сертифицирован государством. Чат и база Артиль — больше публичная платформа для обмена информацией между общественностью и полицией. Кроме того, к нам в чаты добавляются заправщики, таксисты, дальнобойщики, водители маршруток. Это люди, которые постоянно на дороге, они видят эти нарушения. Мы недавно общались с крупной логистической компанией и договорились о том, что их водители будут отмечать участки дорог с плохим освещением и сообщать нашим модераторам. Если, сопоставив с картой самых аварийных участков, мы получим результат, что ДТП в каком-то месте часто происходят из-за плохой освещенности — наши операторы будут оформлять заявку и  привлекать внимание компетентных служб на местах к этой проблеме. Мы очень тесно начинаем сотрудничать с новыми парковщиками. Которые вскоре начнут работать в городах. Мы с ними вот только договорились, чтоб они нам сбрасывали материал, а мы будем вести статистику, публиковать данные «героев парковки».

Ночью люди/модераторы тоже дежурят?

— Да, безусловно. Потому, что идет большой поток информации. Один дежурит днем, другой — ночью.

Сколько сообщений о нарушениях в день поступает модераторам Артиль и сколько из них публикуются?

— Мы не публикуем какие-либо несерьезные или мелкие правонарушения по типу невключенного поворотника или обвинения в том, что человек ведет себя как-то неадекватно на дороге. Мы не публикуем фото, которые не доказывают факт нарушения. Если есть нарушение и фиксация нарушения — это публичное нарушение ПДД и мы с ним работаем. Как правило, это парковка в неположенном месте, проезд на красный, пересечение двойной сплошной, пьянка за рулем. Что касается пьяных, то у нас будет подпроект, когда мы будем вести и контролировать рассмотрение в суде дел по пьяному вождению. Мы хотим развеять миф вседозволенности по этому типу нарушений.

В процентном соотношении, сколько поступившей информации публикуется?

— Около 60%.

Артиль Украина позиционируется как оперативный чат с полицией. В полиции будут выделять отдельных людей для обработки данных с чата?

— Сотрудничество полиции с общественностью, это инструмент измерения того доверия, которое есть у людей к полиции.  Конечно, отдельного человека в этом направлении у полиции нет. Если мы видим какое-то правонарушение, мы можем на базе фото и видеодоказательств отправлять запросы в полицию. Но опять-таки: они не могут привлечь этого человека к ответственности, не могут выписать ему постановление и оштрафовать на основе нашей информации. Тем не менее, полиция открыта к сотрудничеству, но какого-то такого механизма привлечения к ответственности в рамках этого проекта пока нет. Что еще важно в работе с полицией — наш модератор может сразу, после получения данных о правонарушении, позвонить в полицию и передать информацию: если это действительно грубое нарушение, или есть подозрение, что водитель сел пьяным за руль, или скрылся с места ДТП. Таким образом, у нас есть прямые каналы связи, чтобы  через 102 не терялось время на обработку и передачу обращения.

Словом, о “письмах счастья” на основе данных из ваших чатов говорить не приходится?

— Да, говорить об этом не корректно.

Вы верите в то, что “письма счастья” все же будут рассылать водителям?

— Да, и первый шаг к этому — новые парковщики. То есть, у нас презумпция невиновности отходит на второй план. Пример: я взял автомобиль своего товарища и припарковался с нарушением ПДД, а штраф придет моему товарищу. Здесь уже презумпция невиновности не работает. Это же правило работает и в вопросе автоматической фиксации. На сегодня мы единственная из стран Европы, в которой нет автоматической фиксации. У нас есть TruCAM, но они не влияют так на уровень смертности и травматизма, как автоматика. Все знают, где они стоят, и их не так много по всей Украине. Если посмотреть статистику по TruCAM — то за полгода она практически не изменилась. И я вообще резонности в этих TruCAM — не вижу. С точки зрения превенции — где-то да, оно влияет, но вот если повесить хотя бы 2000 камер автоматической фиксации по всей Украине, тогда человек будет понимать: проехал на красный — штраф, не включил поворотник — штраф, превысил скорость — штраф. И этот рычаг будет во многом сдерживать.

Алексей Павловский: полицию на каждом углу поставить нельзя, но мы можем собрать всех нарушителей в единую базу. Фото №3

Как Артиль поможет решить проблемы с парковкой? Водителей-нарушителей будут штрафовать, выставлять на общественное осуждение. Но проблема нехватки паркомест — это же не к ним, а к местным властям.

— На самом деле, вопрос сложный. Но всегда можно найти выход. Например, запретить въезд фурам днем — 30% трафика сразу уменьшится. Фото и видео фиксация — количество ДТП сразу уменьшится, пробок станет меньше, разгрузится инфраструктура. У нас в торговых центрах парковки, сколько я ни заезжаю, всегда полупустые. Там вопрос в деньгах — 20 грн за два часа. Послушайте, у нас литр бензина 30 грн… И потом, если я покупаю себе авто,  я хоть немножко должен был подумать, где его оставлять и что с ним делать. Да, бывает такое, что близ офиса нет подземных и наземных паркингов или торговых центров, тогда человек становится заложником ситуации. Я склоняюсь к такому решению, что все последующие офисные центры и дома должны строится в обязательном порядке с бесплатными подземными паркингами. Я категорически не согласен с инициативами, что все парковки в городе должны быть платными. Мы платим дорожный сбор и другие налоги, почему еще должны платить за все без исключения паркоместа?! Чтобы процесс подхватили застройщики, управляющие и собственники  — местные власти должны их заинтересовывать в этом. Кроме того, вот сейчас уже хорошая погода, и можно пересесть на велосипед. Правда, массово к этому шагу наш народ тяжело подвести.

Читайте также:  Автошколы обвинили в нарушении важного правила дорожного движения

И как тут не вспомнить о лежачем протесте велосипедистов под стенами КГГА…

— На самом деле я прекрасно понимаю велолюбителей и уважаю их требования, но у нас есть отдельные места, где могут ездить велосипедисты: Труханов остров, Набережное шоссе и другие. У нас инфраструктура не готова к тому, чтобы появилась еще условная «полоса для велосипедов». У нас большая проблема сейчас с полосой общественного транспорта. Все нарушают, кому не лень.

Пьяные таксисты… Сколько времени уходит на оперативную проверку сообщения и ответную реакцию. Ведь поездка может длиться недолго.

— Да, у нас такие случаи уже были. На 90% вероятность того, что водителя этого задержит полиция. В случае, если пассажир такси корректно и быстро передает информацию в чате (ведь звонить, уже находясь в авто, не всегда возможно), мы, в свою очередь, передаем данные ближайшему экипажу полиции, который работает в этом районе, и проводим дальнейшую координацию. Очень много случаев, когда на основе заявлений пассажиров, водителей такси привлекли к ответственности и мы отстаивали эти дела в судах.

Вы помогаете с защитой свидетелей/заявителей по резонансным ДТП и нарушениям?

— К счастью, таких случаев еще не было. Но, в случае необходимости, наши ребята всегда готовы приехать и помочь. И опять же, всегда есть полиция, которая может зафиксировать факт угроз или физического воздействия.

А как обстоят дела с автоугонами? Артиль может уже похвастать найденными автомобилями?

— В рамках Артиля мы еще не запускали это направление. А вот с помощью Питбуля за два года в Киеве было найдено 17 автомобилей.  Сотрудники полиции сбрасывали «горячие» ориентировки, мы их быстро распространяли по чатам. А потом кто-то где-то видел эти автомобили, например, у себя под домом или в потоке транспорта. Мы оперативно получали эту информацию и передавали в полицию. Таким образом авто находили, а угонщиков привлекали к ответственности. Думаю, с Артилем будет схожая история. Только аудитория — больше, возможностей — больше. А у мобильного приложения будет еще и возможность подавать звуковые сигналы о срочных новостях. Например, мы хотим сделать так, чтобы сообщения об угоне автомобиля, пропаже ребенка или ДТП в первую очередь попадали и привлекали внимание тех людей, которые находятся поблизости места происшествия. Это классный инструмент будет. Но есть небольшие тонкости в вопросах использования геоданных владельца телефона. Думаю, мы с ними справимся.

В своих чатах вы собираетесь уделять особое внимание водителям нерастаможенных машин? Ведь льготный период закончился, а вскоре и штрафовать начнут.

— Я думаю, что полиция и сама успешно будет привлекать водителей нерастаможенных автомобилей, которые находятся на территории Украины с нарушением таможенного законодательства, выписывать огромные штрафы. Что касается проекта Артиль, то это больше информационная платформа. И мы будем стараться напоминать водителям нерастаможенных автомобилей о том, что пришло время решить: растаможить автомобиль или вывезти его в ту страну, с которой он был ввезен в Украину. Я считаю, что те льготы, которые были предоставлены водителям транспорта на иностранной регистрации, — вполне приемлемы.

Спрошу по-другому: когда модераторам Артиля посыпятся фото автомобилей и данные водителей нерастаможенных транспортных средств, которые находятся на территории УКраины с нарушением таможенного законодательства, — вы будете их публиковать?

— Да, безусловно. Но не надо забывать, что есть понятие транзита, и на тех фото, которые нам будут присылать, вполне могут оказаться авто, которые не нарушали режим транзита. Поэтому, тупо публиковать фото и данные «еврономеров» — не совсем логично. Полиция и сама с ними будет справляться. Патрульные получат полномочия останавливать такие авто и “пробивать” их по таможенным базам. И, таким образом, сложившаяся ситуация измениться за две недели.

“На этот комитет возлагали большие надежды. Но увы…”, — можете подвести итоги работы в комитете? Почему не срослось?

— Я был внештатным сотрудником, консультантом при комитете. Но, есть такой нардеп — Егор Соболев. Он был первым главой этого комитета, и его немного подвинули с этой должности. После чего много проектов, законопроектов начало проваливаться из-за того, что новый глава комитета очень лоялен к Президенту. И я понял, что я не смогу в таких условиях эффективно реализовывать свои проекты, бороться с коррупцией. И поэтому я принял решение, что больше не буду участвовать в работе комитета.

Алексей Павловский: полицию на каждом углу поставить нельзя, но мы можем собрать всех нарушителей в единую базу. Фото №4

В каких направлениях продолжаете работать?

— Я сейчас все больше работаю в направлении реформирования полиции, взаимодействия полиции и общества. Это должно изменить сознание человека. Раньше люди слабо себе представляли, как можно сотрудничать с ГАИшниками или Беркутом: ловить преступников, сообщать о нарушениях, проводить какие-то превентивные мероприятия. Вот как с ГАИ можно было пьяных водителей ловить? Ты сообщил, что человек в нетрезвом виде — за рулем. Его остановили, взяли взятку и отпустили. Вот как это понять. Сейчас же наступил большой переломный момент, когда люди понимают, и мы это видим на примере Питбуля.

С кем из нардепов вы тесно сотрудничаете в своих проектах? Кто помогает?

Очень много народа объединились с полицией, борются с пьяными, сообщают, привлекают, идут в суд, добиваются справедливости, чтобы обвиняемый понес наказание. Это не может не радовать. Кто из депутатов помогает? Мне очень много помогает Мустафа Найем. Он человек стратегического мышления и понимает, что безопасность дорожного движения (БДД, — Ред.) — это жизни людей. И он со своим статусом народного депутата в какие-то моменты помогает. Очень много в направлении БДД делает Игорь Диденко (Председатель подкомитета по вопросам безопасности автодорожного движения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта, — Ред.). Он тоже очень переживает за БДД и очень много мероприятий тематических проводит.

Что тормозит работу?

Тормозят все некомпетентные люди в разных инстанциях, в том числе, и в полиции, у которых, помимо всего, могут быть свои какие-то задачи и взгляды на происходящее. Не без таких людей. Но мы не останавливаемся, мы идем к своим целям, результат — на лицо. И мы открыто говорим об этом. Например, когда наши товарищи из полиции презентовали проект Питбуль в Израиле, там представители полиции 16 стран обменивались опытом, иностранные делегации были очень удивлены, что общественные организации и волонтеры готовы участвовать, сообщать и достигать значительных результатов в этом направлении. Тогда все аплодировали стоя. Думаю, за такими проектами как Питбуль — будущее. И не только в Украине, но и в мире в целом.

В Украине существует отдельная каста дорожных блогеров, которые акцентируют внимание на некомпетентности патрульных с которыми простым водителям приходится иметь дело. Эти люди больше помогают или вредят реформе?

На самом деле есть две стороны медали: есть люди, которые по делу критикуют НПУ, а есть и популисты, которые работают на себя, на свой пиар и для того, чтобы потом заработать, привлекая рекламу на раскрученный ютуб-канал. Это уже коммерция. Я поддерживаю обоснованную критику. Ведь это двигатель прогресса. Если мы не будем их критиковать — они расслабятся. Новой полиции, на сегодняшний день, — четыре года. И мы понимаем, что за это время изменить 43 тысячи сотрудников патрульной полиции — невозможно. Да, есть нюансы, есть проблемы. Эти полицейские научатся. Мой прогноз — пять лет. Если добавить к этому автоматическую фиксацию и увеличение полномочий — то за пятилетку будем иметь увеличение безопасности на дорогах на 30%.

Над чем, в вопросах БДД, необходимо работать в первую очередь?

— У нас ежегодно на трассах погибает около 6 тыс. человек. Это же случается не только из-за того, что не все пользуются ремнями безопасности. Мы имеем такой уровень смертности и травматизма из-за того, что отсутствует освещение на трассах, ямы на дорогах, водители безнаказанно нарушают ПДД, неотвратимость наказания — скорее миф, чем реальность. Эти факторы в комплексе дают такую вот картину. Как может автомобиль нарушителя пронестись в спальном районе столицы со скоростью свыше 200 км/ч мимо экипажа патрульных и не быть оштрафован. Вот как? Поэтому надо усовершенствовать законодательную базу, чтобы не было таких случаев.

Что пожелаете читателям Аutonews.ua и всем участникам дорожного движения?

— Заботиться о своем здоровье и не забывать, что автомобиль несет определенную степень угрозы как самим водителям, так и окружающим. И конечно же соблюдать ПДД и уважать всех участников дорожного движения.