«Зеркальный ритуал» и контроль «мертвой зоны»: Уроки выживания от профессионального гонщика (ч.3) 

1392

Безопасность вождения на дороге – это в прямом смысле слова вопрос жизни и смерти. Мелочей в этой теме не бывает и правильность использования зеркал заднего вида один из краеугольных камней вашей безопасности на дороге!

Главный инструктор и со-основатель Школы Автодрома «Чайка» Дмитрий Жайворонок продолжает делиться своими знаниями, которые в прямом смысле могут спасти жизнь на дороге.
Дело в том, что зеркала заднего вида в определенной степени являются не менее важными помощниками при движении, чем сами руль и педали. Однако в повседневной жизни даже многоопытные водители, не первый год находящиеся «в руле», по тем или иным причинам не пользуются зеркалами корректно! Кто-то попросту забывает это делать, кто-то отвлекается, а кто-то и вовсе преступно пренебрегает элементарными вещами! А между тем, именно из-за не использования зеркал заднего вида происходит огромное количество аварий, особенно при изменении рядности — перестроении.

Напомним, в предыдущих материалах мы с вами разместились в автомобиле, настроили под нас водительское место и, что очень важно, отрегулировали зеркала заднего вида.
Безустанно повторяем – обязательно пристегивайтесь ремнем безопасности, прежде чем тронуться с места, а также проверяйте высоту подголовника, который должен находиться на уровне затылка, а не у основания шеи…

Какой прок от ближнего света в дневное время суток

Также, прежде чем тронуться с места, необходимо включить ближний свет фар! К огромному сожалению, на сегодня очень малый процент водителей в Украине делает это, а между тем во многих странах мира без включенного ближнего света вас тут же остановит полиция.
Многие удивляются и даже возмущаются, мол, какой прок от ближнего света в дневное время суток! Объясним. Очевидно, что включенный ближний свет крайне важен в переходное время суток, а также в пасмурную или дождливую погоду. Тут, по идее, понятно любому, что включенный ближний свет фар помогает намного раньше увидеть встречно движущийся автомобиль… Но есть еще один, менее явный аспект – почему свет фар нужен и в дневное время суток.

В настоящее время как никогда крайне популярны различные оттенки серого цвета металлик. Мы не будем тут обсуждать их практичность. Важно, что с точки зрения безопасности на дороге, автомобили таких цветов наименее заметны в зеркале заднего вида даже при дневном свете, когда они буквально могут сливаться с цветом дороги. Более того, в пасмурную погоду или сумерки этот эффект «камуфляжа» усиливается многократно! Единственным «спасением» в такой ситуации как раз и является тот самый включенный ближний свет фар.

Именно он отразится в зеркале заднего вида куда сильнее, чем само «серое пятно».
Благодаря включенным фарам, наше боковое зрение выхватит из вроде бы монотонной «картинки» два горящих «маячка». Это может предотвратить аварию, особенно при обгоне или маневре перестроения…

Когда можно крутить головой

Вообще, при перестроении зеркала заднего вида играют одну из главных ролей при управлении автомобилем. Более того, именно с зеркала начинается реальное пользование любым транспортным средством!

Перед началом движения при любых обстоятельствах нужно убедиться, что сзади и слева от машины (справа, если вы в Англии, Австралии и близлежащих к ней странах, а также Индии и некоторых африканских странах) нет других участников движения. И это единственный раз, когда рекомендуется, а точнее допускается, поворот головы для этого! И вот на этом нужно остановиться отдельно.

Только когда ваша машина еще неподвижна, вы можете оценить ситуацию слева и сзади не только при помощи зеркал заднего вида, а и поворотом головы. В дальнейшем, при движении, никакие повороты туловища или головы для контролирования ситуации на дороге недопустимы! Для очень многих данное требование будет звучать на грани абсурда. А тем временем, именно оно является одним их тех самых «секретов» выживания на дороге!

Дело в том, что когда вы движетесь в потоке, любой поворот головы в сторону и тем более попытка «заглянуть назад» означает то, что вы тут же потеряете контроль над происходящим перед вами! И теряете его вовсе не на долю секунды, как это может показаться. При резком торможении впереди идущей машины или изменении ею рядности, времени на ответную реакцию у вас может попросту не остаться! А, между тем, если вы не будете в прямом смысле слова «вертеть головой», а как положено, будете следить за ситуацией на дороге при помощи зеркал заднего вида, контроль за происходящим спереди останется на приемлемом уровне.

В действительности, при переводе зрения на зеркала заднего вида, концентрация слежения за обстановкой впереди будет отчасти теряться, это неизбежно. Однако относительная потеря контроля будет происходить на значительно меньший отрезок времени. Главное, что при этом ваша голова, а вместе с ней и поле зрения, будут оставаться в пределах лобового стекла. Тем самым, при нажатии на тормоз впереди идущего, периферийным зрением вы неизбежно заметите загоревшиеся огни стоп-сигналов или же увидите неожиданно появившийся объект в вашей полосе движения и успеете среагировать.

В случае же поворота головы, времени на реакцию может вообще не остаться!
Как часто вы слышали варианты «он остановился как вкопанный посреди дороги»? В действительности другой участник движения ни в чем не виноват, а авария произошла из-за невнимательности позади едущего – очень части из-за неправильного использования зеркал заднего вида перемноженные на не соблюдение безопасной дистанции…

«Мертвая зона» 

«Бывалый» водитель возразит – а как же «мертвая зона» зеркала, ведь в нее можно «заглянуть» только повернув голову! И он будет прав, но только отчасти. Речь идет о ситуации, когда двигающийся параллельно с вами автомобиль, исчезает из вида зеркала заднего вида, однако еще не появляется сбоку, чтобы вы его заметили «вживую». Эта ситуация неизбежна в повседневном транспортном потоке и происходит постоянно. Однако, вопреки бытующему мнению, и она не требует поворота головы!

Чтобы максимально контролировать ситуацию сзади и сбоку вашего автомобиля, включая и неизбежные пресловутые «мертвые зоны» в зеркалах, нужно попросту поддаться немного вперед всем туловищем одновременно бросить взгляд в нужное для перестроения зеркало.

Поверьте, к этому моменту вы или увидите автомобиль боковым зрением через стекло, когда он уже выехал из «мертвой зоны», или же если ваши скорости в этот момент совершенно идентичны, заметите его в зеркале заднего вида. Поворот головы перед перестроением не понадобится!…

При этом, в отличие от постоянного контроля дорожной ситуации «по зеркалам», о котором мы подробно писали в предыдущем материале, необходимость избегать эффекта «мертвой зоны» возникает исключительно перед выполнением маневра, и не нужно при прямолинейном рядном движении…

Подытожим

С точки зрения сохранения вашей жизни, перед началом движения не забывайте пристегнуть ремень и отрегулировать высоту подголовника. Перед движением убедитесь, что слева и сзади нет других участников движения и обязательно включите ближний свет фар. С началом движения одним из главных правил выживания на дороге является правильное использование зеркал заднего вида.

При перестановке из ряда в ряд необходим не только постоянный «зеркальный ритуал», который должен выполняться рефлекторно, но и контроль «мертвой зоны». Уже он осуществляется отрывом спины от сиденья и взглядом в соответствующее изменению направления зеркало. При этом поворачивание головы чтобы проверить наличие других участников движения слева категорически исключено!

Выполнение этих элементарных приемов поможет вам избежать множество «неизбежных» аварийных ситуаций и не только сберечь вашу технику, но и здоровье и даже жизнь!…


1 (1)

Дмитрий Жайворонок — победитель –призер –участник картинговых, шоссейно-кольцевых, ипподромных, трековых гонок.
Чемпион Украины по картингу 2011 года в классе Rotax Senior.
Победитель Кубка Украины по шоссейно-кольцевым гонкам 2014.
Представитель Украины на чемпионате мира по картингу Rotax Max Grand Final 2007 и 2011 год.
Чемпион Украины в шоссейно–кольцевых гонках 2015.
Опыт преподавания инструктором с 2012 года.

загрузка...