Водителей будут штрафовать за неправильную перевозку детей: эксперты разъяснили нюансы

5638

В Верховную Раду внесли законопроект №6720, обязывающий водителей перевозить детей, не достигших 12 лет или ростом менее 145 см, в автокреслах. Штраф за невыполнение этого требования предусматривается достаточно мягкий — от 255 до 340 грн. Autonews.ua разбирался: насколько необходимы такие предосторожности, относятся ли они к общественному транспорту и такси, а также, как с этим обстоят дела за рубежом.

«КРЕСЛА СПАСАЮТ, ДАЖЕ ЕСЛИ ГИБНУТ РОДИТЕЛИ»

Качественные детские автокресла –дорогое удовольствие. Самые дешевые обойдутся от 1500 грн, верхняя планка доходит до 7000-12000 грн. При этом они отличаются ростовкой и предполагаемым весом ребенка, так что пока он вырастет, родителям придется потратиться не на одно и не на два кресла. В связи с этим журналисту аutonews.ua от некоторых таксистов приходилось слушать «теорию заговора», мол, «истерику вокруг безопасности ребенка в автомобиле нагнетают производители этих самых кресел».

Основатель проекта dtp.kiev.ua Влад Антонов говорит, что при авариях детские кресла очень помогают. «Были ситуации — года 3-4 назад жуткое ДТП на Набережной между Дарницким мостом и мостом Патона. Столкнулись две машины, погибли родители, а ребенок в детском кресле уцелел. И была авария на Караваевых дачах – грузовик Hyundai на огромной скорости влетел в «Славуту», смял весь зад. Ребенок сидел сзади и практически не пострадал. По опыту скажу, что обычно в смертельных ДТП, когда погибают взрослые, даже пристегнутые, ребенок сзади не получает тяжелых травм», — рассказал autonews.ua Влад Антонов.

По его наблюдениям, в каждой пятой аварии в одной из машин находится ребенок. «У машин одинаковая вероятность попасть в аварию – что у Вашей, что у такси. Такси детские кресла предоставляют очень редко за доплату – это для Украины экзотика. Если судить по Киеву, то обеспеченные родители, которые ездят в иномарках за $20-30 тыс. – они покупают. В обычных иномарках или ВАЗах – там и креплений под кресла не предусмотрено. В Киеве креслами пользуются, наверное, в 80% случаев. В регионах – в 2-3 раза реже. Но и в Киеве бывают вызывающие ситуации, когда ребенок едет на коленях у водителя. Не дай бог ДТП – выстреливает подушка, ребенка сразу убивает, заодно убивает и водителя. Хотя такого, к счастью не было», — добавляет Влад Антонов.

ПОКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ

По словам авторов законопроекта, столь мягкие штрафы за невыполнение его требований – это пока профилактическая мера. «Прежде всего, Кодекс об админнарушениях несет цель предупреждения правонарушения, а не наказания, которую несет уголовный кодекс. Второй момент, – мы учитываем материальное состояние, в том числе и молодых семей. Более высокие штрафы были бы обременительными. При этом нужно понимать – даже если будут перевозиться трое детей, кресло нужно каждому. Безопасность есть безопасность», — объясняют autonews.ua помощники нардепа Руслана Сольвара.

«Проблема безопасности детей при перевозках очень актуальна и такой закон нужен. Многие родители думают, что ребенка удержит ремень. Но при ДТП даже при 40 км/ч дети из него вылетают, пролетают через салон, выбивают стекло и падают на дорогу. Социальные ролики с таким содержанием показывают в Европе. Перевозка ребенка без кресла в Европе считается серьезнейшим нарушением – штрафы до 1500 евро. В общественном транспорте и в такси если ребенок не зафиксирован, никто его не повезет», — говорит автоюрист Владимир Караваев.

ТАКСИСТЫ: ТРАТИТЬСЯ ПО 10 ТЫС НЕ БУДУТ

Авторы обращают внимание, что нормы законопроекта не распространяются на общественный транспорт, но требуют наличия детских кресел в такси.

«Норма прописана так: «Перевозка детей в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности». Общественный транспорт – совершенно другая категория, соответственно, на него это требование не распространяется. А вот автомобили такси имеют ремни безопасности, значит, норма на них распространяется. Вопрос, за чей счет будут устанавливать кресла, должна решать служба вместе с водителем», — говорят помощники Руслана Сольвара.

В Украинской таксомоторной ассоциации (УТМА) говорят, что даже если такой пункт и пропишут, выполнять его не будут.

«В Украине рынка такси как такового нет – 99,9% водителей работают в тени без лицензий, их по закону даже наказать нельзя. В такой ситуации обязывать ставить кресла – бессмысленно. Услуга перевозки с детским креслом крайне редко востребована – в сутки на службу в 500 машин приходится до десяти таких вызовов. Поэтому, покупать нормальное кресло за $400 никто не будет – в лучшем случае возьмут какое-то из свалки», – объясняет глава УТМА Андрей Антонюк.

МОЖНО БЕЗ КРЕСЛА, НО С УСЛОВИЕМ

Интересно, что, по словам юристов, не обязательно покупать кресло (без разницы, дорогое или нет), чтобы не нарушать закон.

«Почему у нас есть ограничение по возрасту и росту на пристегивание ремнем? Потому, что ремень у любого человека невысокого роста будет проходить на уровне горла. В данном случае он может нанести очень серьезные травмы. Второй момент – в законе четко не сказано по поводу автокресел. Сейчас кресла достаточно дорогое удовольствие. Но есть понятие бустера. Бустер – это такой подпопник, кресло, но только без спинки. Его задача приподнять ребенка, чтобы его можно было зафиксировать ремнем. И не важно – это заводской бустер, либо что-то, что его заменяет. Можно дать совет использовать валик либо что-то другое, чтобы ребенок сидел повыше, и ремень не проходил на уровне его шеи», — советует Владимир Караваев.

В целом же, по мнению Караваева, законопроект выписан достаточно грамотно, а потому, шансы, что его примут, достаточно высокие. Контролировать выполнение этого закона будет Нацполиция. Следовательно, копы получат право останавливать авто, если увидят, что, к примеру, в машине ребенка мама-пассажирка держит на руках.

«Это будет нарушением закона, а если полицейский его видит, он обязан реагировать. Это будет основанием для остановки авто», — говорит Владимир Караваев.