В МВД хотят использовать для себя ситуацию с ДТП в Харькове: Чего ждать водителям?

4233

В правительстве таки решились вносить изменения в ПДД, КоАП, УК и «Закон о дорожном движении» и ужесточать ответственность за вождение в нетрезвом состоянии. Правда, несмотря на то, что сделать это предполагалось уже сегодня, по непонятным причинам вопрос отложили. Автоюристы считают, что большинство предлагаемых пунктов на безопасность дорожного движения не повлияет, а только усилит полномочия полиции. А эксперты-дорожники настаивают — чтобы не было ДТП, нужно менять инфраструктуру дорог и вводить видеофиксацию нарушений.

АВАКОВ ПОПРОСИЛ ТАЙМ-АУТ

По-серьезному подойти к ужесточению ответственности водителей министров подстегнуло трагическое ДТП в Харькове.

«Трагедия, которая случилась в Харькове — это просто ужас, это просто катастрофа. Вы должны быстро и качественно изменить нормативную базу, если это нужно, — сказал на заседании правительства премьер Владимир Гройсман. — Я хочу поручить Арсену Авакову — возьмите на себя координацию этой работы. В ближайшее время подготовьте комплексное решение, скоординируйте, если нужно, другие министерства, для эффективной системы, которая обеспечила бы безопасность дорожного движения и условия наказания нарушителей дорожного движения. Вносите свои предложения».

Арсен Аваков попросил посвятить этому вопросу следующее заседание правительства.

«Нужно посвятить его исключительно этому вопросу. Мы предлагаем несколько изменений в законы для Верховной Рады, и предлагаем несколько постановлений Кабинета министров, касающихся этого вопроса. Мы можем это эффективно сделать и запустить и систему видеофиксации, над которой мы работали последние три месяца, и некоторые изменения в законодательстве», — сказал Арсен Аваков.

ХОТЯТ ПРОТЯНУТЬ НЕРАБОТАЮЩИЙ ЗАКОН

Фраза Авакова «Работаем над этим три месяца», — весьма важная деталь, ведь о внедрении видеофиксации нарушений говорят уже не меньше полутора лет.

По словам эксперта по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения Владимира Караваева, это не оговорка. Первая рабочая группа по этому вопросу действительно была создана еще в декабре 2015 года. Год она активно занималась проблемой, собираясь чуть ли не каждую неделю, но в декабре 2016 в ней сменили руководителя, после чего за полгода не произошло ни одного собрания. Видя, что полиция не справляется, МВД под себя в июле создало новую рабочую группу при Главном сервисном центре.

«Сейчас эта рабочая группа активно идет двумя путями. С одной стороны прорабатывают техническую сторону, и к этому вопросов нет, процесс идет очень грамотно. А вот юридическая сторона вопроса имеет очень большой порок. Рабочая группа пошла по пути законопроекта №5364 (Антона Геращенко), в котором прописано, что ответственность за зафиксированное камерами нарушение ложится на владельца. Рабочая группа предлагает формулировку «ответственность возлагается на лицо, которое совершило правонарушение, а если его установить не удалось, то — на владельца». То есть, это то же, только другими словами. В МВД надеются, что сейчас они быстро примут этот законопроект, используя ситуацию с последними ДТП. Но если они его и примут, то автоматическая фиксация заработать не сможет, потому, что в законопроекте есть противоречия решению Конституционного суда. Ну что значит «не удалось установить»? Это не проблема собственника транспортного средства. У нас просто таким образом возлагается ответственность на человека за то, что он владеет автомобилем. Но это же абсурд полнейший», — говорит autonews.ua Владимир Караваев.

Если говорить в целом о предлагаемых измениях, то, по мнению Караваева, одни их них не будут влиять на безопасность движения (например, норма, предписывающая водителю и пассажирам после остановки по требованию оставаться в машине), а другие (вроде снижения скорости в населенных пунктах до 50 км/ч) — весьма опосредованно. «Пользуясь моментом, просто хотят усилить полномочия полиции. Что касается снижения скорости, что нужно понимать, что средняя скорость движения по Киеву — 20 км/ч, и у нас все равно сумасшедшая аварийность. Если бы средняя скорость была 70 км/ч, то тогда да, снижение действительно бы помогло. Но в данном случае это не повлияет — только усложнят жизнь водителям», — говорит Владимир Караваев.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ КАМЕРЫ — БОЛЬШЕ БУТАФОРСКИЕ

К слову, камер, которые должны фиксировать нарушения ПДД, у полиции по прежнему нет.

«Есть только камеры, которые устанавливались по программе «Смарт Сити». Но хоть в МВД и кричат о том, что они могут измерять скорость и фиксировать номера, но там идет колоссальная погрешность и очень часто выскакивают ошибки при определении номеров. То есть, та техника, которая сейчас стоит, она исключительно для наблюдения за ситуацией, но не для фиксации правонарушений», — добавляет Владимир Караваев.

То же, к слову, говорят и полицейские.

«Существуют камеры, которые были установлены раньше. Многие из них так и не были запущены, многие были, но со временем их работоспособность ухудшилась и они стали скорее бутафорскими. Их планировали восстановить и закупить дополнительные. Тендер на закупку был проведен, но камеры так и не были закуплены. А восстановить большинство камер оказалось невозможным. И второй проблемный вопрос — это программное обеспечение. Были программисты, которые предлагали за бесплатно написать программу под камеры. Но им отказали, очевидно по предлогом откатов своим программистам. А «свои» пишут глупую, длинную сложную и нерабочую на 100 % программу», — на правах анонимности рассказали autonews.ua знакомые с ситуацией полицейские.

«УСПОКОИТЕЛИ ТРАФИКА» ЛИХАЧАМ НЕ УКАЗ

К работе над изменениями законов в Кабмине решили подключить и «Укравтодор», имея в виду идею снизить скорость в населенных пунктах с 60 до 50 км/ч.

«На следующее заседание правительства мы внесем и будем обсуждать эти вопросы», — заключил Гройсман.

Сейчас в «Укравтодоре» для увеличения безопасности на дорогах продвигают идею перестраивать дорожную инфраструктуру на въездах в населенные пункты, создавая «скоростные ловушки». Благодаря им водителям приходится сбрасывать скорость минимум до 60 км/ч, чтобы безопасно проехать участок. Первая «ловушка» появилась в городе Лохвица (Полтавская обл.), а сейчас дорожники строят подобную возле села Плоское в Тернопольской области. Как сообщает пресс-служба «Укравтодора», в Тернопольской области построят еще три таких «ловушки».

Тем временем в Лохвице, где «ловушка» работает уже три месяца (ее постройка, к слову, обошлось в полмиллиона гривен), говорят, что новинка ожидания оправдала лишь отчасти.

«Да, при въезде водители скорость действительно сбрасывают. Был даже один случай, когда кто-то не стал притормаживать и брать правее, а по прямой так и полетел, в результате снес ограждение. Но проблема в том, что дальше у нас идет полтора или два километра прямого участка, и там можно хорошо разогнаться. Так что те, кто обычно гонял, теперь, после «ловушки» стараются наверстать упущенное, разгоняясь еще больше», — рассказал autonews.ua местный житель Владислав.

СОЗДАВАТЬ «БЕЗОПАСНУЮ» ИНФРАСТРУКТУРУ ВСЕ РАВНО НУЖНО

Почему так происходит, эксперты-дорожники сказать затрудняются. По их словам, ситуация на украинских дорогах так запущена, что однозначного решения, которое удовлетворило бы всех, просто не существует. Но подобные меры по успокоению трафика они считают правильным шагом.

«Задача таких островков показать законопослушным водителям, что вы въехали на территорию с другим скоростным режимом, и дальше нужно ехать боле равномерно и спокойно, — говорит autonews.ua директор компании по транспортному моделированию «А+С Украина» Дмитрий Беспалов. — Но что делать, если у нас в принципе ПДД соблюдать не все готовы, я не знаю. Наверное, если Верховная Рада примет систему видеофиксации нарушений и камеры будут автоматически выписывать штрафы, что-то все-таки изменится. Текущее развитие, каким мы движемся сейчас, мне кажется, единственно правильное. Этот путь длинный, но он правильный».

По его словам, за рубежом сейчас повсеместно стараются создавать инфраструктуру так, чтобы минимизировать риски нарушений и аварийных ситуаций.

«То есть, сама инфраструктура должна минимизировать возможности для водителя нарушить. Туда, к примеру, и входят такие «островки», которые создают радиус, по которому физически невозможно ехать с превышением скорости. Другой пример — если взять украинский частный сектор или линейную систему жилых кварталов. В Европе, в Германии вы зачастую увидите, что эта улица не прямая (и на ней можно ехать, как на автобане), а на ней стоят цветники, которые заставляют все время маневрировать. И эти кривые с очень маленькими радиусами не дадут вам возможности нарушить и сбить ребенка, которые перебегает с мячиком дорогу. Тогда как в Украине сама ифраструтура даже из законопослушного водителя может сделать убийцу», — говорит директор компании по транспортному моделированию «А+С Украина» Дмитрий Беспалов.