В Австралии закрыли все автозаводы. Какой урок должна извлечь Украина?

9160

На днях в мировом автопроме произошло заметное событие — Австралия полностью прекратила производство своих автомобилей. 20 октября компания General Motor закрыла последний завод марки Holden в штате Южная Австралия. До этого свои мощности свернули Nissan, Mitsubishi, Chrysler и Ford (к слову, Ford Falcon из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» — «австралиец»). Это объяснили удорожанием производства и конкуренцией с импортом из стран, где дешевая рабочая сила, — Таиландом и Китаем. Государство 20 лет дотировало автопром, но в конце концов в правительстве признали: дело не в дотациях, а просто в том, что сами австралийцы не хотят покупать седаны, сделанные в Австралии.

Грозит ли подобное Украине, тем более с оглядкой на то, что в последние годы в Украине произошел резкий спад производства, а сегмент дешевых автомобилей заняли б/у машины из Европы? В этом Autonews.ua разбирался с экономистами и экспертами автомобильного рынка.

МАЛО ПРОИЗВОДИМ, МАЛО ПОКУПАЕМ

По данным ассоциации “Укравтопром”, за девять месяцев 2017 года в Украине было произведено 4814 легковых автомобилей. Относительно аналогичного периода прошлого года, скачок произошел просто космический — 86%. Но в абсолютных цифрах все равно это очень мало.

«Были моменты, когда Украина за год производила до 50 тыс автомобилей. А сейчас мы с трудом производим 3-4 тысячи. И никаких перспектив не наблюдается, — отмечает экономист Александр Охрименко.

Другая проблема Украины состоит в том, что у нас очень маленький рынок, которого не хватает, чтобы «прокормить» своего производителя. «Завод рентабельный, если он производит не менее 150-200 тысяч автомобилей в год. Если меньше — он в убытке. В 2015 году в Украине было продано 46 тыс автомобилей, в 2016 — 65 тыс, сейчас идет тенденция на увеличение. Но даже если все эти автомобили будут покупаться только украинские, все равно будут только убытки», — говорит директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Насколько у украинских производителей хватит запаса прочности, опрошенные autonews.ua эксперты сказать не берутся. Но они уверены, что загрузить заводы за счет админресурса (стимулировав госсектор к покупке их продукции) не получится. А покупатели все равно будут смотреть на иномарки.

«В свое время в Украине стояли защитные пошлины, завозить готовые автомобили было довольно сложно. И бизнесмены были готовы сотрудничать с украинскими предприятиями, покупать их продукцию. Но это было до того момента, пока Украина не вступила в ВТО. Когда вступила, она отменила все ограничительные пошлины и в результате убила свой автопром. Ввести пошлины обратно практически невозможно. Тем более, что у нас сейчас открыли границы для бэушных автомобилей, что начисто убивает любое производство», — сказал autonews.ua Александр Охрименко.

ЗА ГРАНИЦЕЙ НАС НЕ ЖДУТ

Специалисты сходятся во мнении, что будущее украинского автопрома — работать на внешние рынки. Но там нас не ждут.

«Если мы доступ на иностранные рынки получим, автопром в Украине будет существовать. Если его не будет, то и рентабельности нет, следовательно, все может свернуться. Раньше Украина имела выход на рынки СНГ (куда шло 50% произведенных автомобилей). Но когда мы подписали соглашение с ЕС, из рынка СНГ мы себя вычеркнули. А рынок ЕС мы не получили, потому, что соглашение с ЕС, к сожалению, было подписано в абсолютно невыгодной для Украины редакции. Там прописано, что украинские автомобили будут поставляться на рынок ЕС с 10% пошлиной, что делает их неконкурентоспособными», — считает Олег Назаренко.

Другая сложность, от которой напрямую зависит, как долго наша продукция будет считаться актуальной — технологии. Они у нас устарели.

«Проблема в том. что для производства автомобиля нужен металл, химия, а главное — бренды и патенты. В продаже патентов нам отказывают. Европе конкуренты не нужны. Когда-то давно нам повезло купить патенты у Daewoo, а сейчас, сколько Васадзе не просил, нам не продают и не продлевают», — говорит экономист Александр Охрименко.

НАС МОЖЕТ ВЫРУЧИТЬ ЭЛЕКТРОНИКА

Специалисты считают, что крупноузловая сборка, как, например, автомобилей Skoda, у нас не закроется. Но с оглядкой на остальные условия, в которые попал украинский автопром, выжить ему будет крайне трудно.

«Завод Skoda, занимающийся крупноузловой сборкой, пережил два кризиса и изменения законодательства на авторынке. Они продолжают работу. Оценивать перспективы ЗАЗа очень сложно, потому что в той же Skoda постоянно появляются новые модели, идет активное развитие. Сейчас это вообще наиболее быстро развивающийся бренд среди всех, которые входят в Volkswagen Group. А на ЗАЗе есть вопросы к выпускаемому модельному ряду. Он у них достаточно узкий, новые модели на конвейере не появляются, и не видно, что заявляются какие-то инвестиционные программы, сотрудничество с мировыми производителями», — говорит директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик.

Если говорить в целом, то государство у нас производителей не поддерживает, так что они в конкуренции импортерами это борьбу они очевидно проигрывают. «И еще момент — у государства нет инвестиционно-экономической политики, направленной на привлечение автопроизводителей в Украину. Страна в свое время потеряла это окно возможностей. А в России, где в свое время построилось около 20 автомобильных заводов международных концернов, сейчас европейские автомобили на 20-30% дешевле, чем в Украине, — просто за счет того, что у них есть местное производство. Так что мы на ближайшие десятилетия будем страной-импортером», — считает Сергей Боровик.

«Единственно что возможно, это из производства готовых автомобилей перепрофилироваться в производство комплектующих. Украинский автопром не может тягаться с мировыми брендами. На сегодня мы можем только стать частью какого-то другого европейского или китайского бренда», — добавляет экономист Александр Охрименко.

Впрочем, экономист Андрей Блинов считает, перспективы продажи украинских автомобилей (и удержания на плаву всего нашего автопрома) лежат в области освоения новых направлений — гибридной тяги, и, особенно, электротяги. «Сейчас наметилась тенденция, что будет резко увеличиваться доля продаж электрокаров. К слову, у нас уже возник кластер, особенно на Западной Украине (та же корпорация «Ядзаки», некоторые другие), который поставляет автомобильную электронику для целого ряда европейских концернов. Это достаточно сильные производства, небольшие, привечаемые местными властями. Мне кажется, что целый ряд стран, в том числе и Украина, будет двигаться в этом направлении. Что касается традиционных сборок по технологиям конца 20 века, то больших перспектив у таких производств нет», — предполагает Андрей Блинов.