Украину накрыло туманом: что нужно знать водителям

5

Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям предупреждает водителей о сильном тумане по всей территории страны. Видимость составит лишь 200-500 м.

Коварство тумана в том, что он может настигнуть автомобилиста неожиданно или, равномерно покрывая дорогу на протяжении многих километров, столь же неожиданно изменить свою плотность, сократив видимость до края капота.

Интересно, что для зимнего тумана в отличие от летнего характерна относительно большая протяженность, отсутствие ярко выраженного запотевания стекол автомобиля (нагретых от отопителя) как изнутри, так и снаружи. Как правильно вести себя, если машина вдруг погрузилась в «молоко»?

К въезду в полосу тумана важно приготовиться заблаговременно: снизить скорость и включить фары. Главная задача водителя при езде в туман — сделать автомобиль на дороге видимым для других участников движения.

Независимо от времени суток, при въезде в туман фары нужно включить немедленно, но только не на дальний свет. Потому что направленные горизонтально вперед лучи «дальнего» (особенно ночью) подсветят взвешенные в воздухе капли воды и создадут перед машиной непроницаемую молочно-белую стену. Лучше пробивает туман ближний свет, а еще эффективнее работают «противотуманки» – естественно, правильно настроенные. Над самой дорогой обычно концентрация водяных капель наименьшая, и эти фары, расположенные низко и параллельно земле, не подсвечивая водяную взвесь, лучше других освещают поверхность впереди автомобиля. Ночью дальности ближнего света и «противотуманок» должно хватить для освещения дороги впереди при условии выбранной безопасной скорости. Днем свет фар нужен в первую очередь, чтобы сделать машину видимой для других участников движения. Противотуманные фары желтого цвета, как и специальные «всепогодные» лампы в основных фарах, благодаря своему спектру излучения улучшают видимость за окном.

Чтобы хорошо обозначить себя на дороге (в особенности днем), рекомендуется использовать задние противотуманные фонари – ими оснащены практически все современные автомобили. Следует помнить, что при хорошей видимости противотуманные фары и фонари могут слепить других водителей (поэтому ПДД европейских стран запрещают включать их при отсутствии тумана, снегопада и дождя). Изучить механизм включения светотехники своего авто нужно заранее, чтобы не разбираться с положениями ручек и клавиш на ходу, попав в полосу густого тумана.

И ночью, и днем правильно располагать свое транспортное средство на проезжей части при движении в тумане помогают дорожная разметка, ограничительные столбики на обочинах и ярко-красные вешки, которые иногда (жаль, что иногда) дорожники выставляют зимой вдоль трасс.

Если данные элементы дорожной инфраструктуры отсутствуют (или скрыты снегом), ориентироваться придется по границе асфальта и обочины, снежному брустверу, колеям и следам других транспортных средств. Ночью могут помочь светоотражающие дорожные знаки – чтобы лучше видеть их, можно кратковременно «присветить» себе дальним светом фар.

Нужно помнить, что на перекрестках осевая линия может отсутствовать, и в такой момент водителю легко потерять ориентацию на дороге. В данном случае лучше снизить скорость и быть готовым к тому, что осевая линия «появится» в стороне от капота автомобиля.

Хороший помощник при езде в густом тумане (особенно по незнакомой трассе) – спутниковый навигатор. Картинка на его экране помогает водителю контролировать направление дороги, повороты и изгибы шоссе – не говоря уже о развязках и перекрестках.

Отвлекаясь при разъезде на встречные автомобили, важно не пропустить транспорт, идущий впереди по вашей полосе более медленно. Туман – это также своего рода вид осадков, который может ухудшить видимость через лобовое стекло, так что не стоит забывать о стеклоочистителях. При длительной езде в очень густом тумане могут запотевать стекла в салоне. Следует отметить, что в машинах без салонных фильтров это происходит раньше, чем у тех моделей, где имеется такой очиститель. Исключить данное явление помогает перераспределение воздушных потоков системы вентиляции салона (климатической установки) на стекла, а если и это не помогает – активация кондиционера.

Чтобы улучшить видимость машины в густом тумане, можно использовать мигание дальним светом фар или же включить аварийную сигнализацию. При необходимости остановки в тумане старайтесь не делать этого на обочине, найдите более глубокий «карман» или съезд с дороги.

Как и при езде в обычных условиях, в тумане нужно держать скорость, достаточную для остановки машины при появлении впереди каких-либо препятствий. При этом следует учитывать, что на наших дорогах не редкость старые машины с неисправными габаритными огнями, которые заметны будут лишь с минимального расстояния. Поэтому безопасной скоростью в тумане могут оказаться кажущиеся мизерными 30–50 км/ч. При езде в тумане по загородным трассам, особенно на большое расстояние, может появиться ложное чувство уверенности в безопасности: дорога знакомая, видна осевая линия и обочина, машина едет с довольно высокой скоростью и ничего нештатного не происходит. Но тех 40–50 метров, на которые видно вперед шоссе в густом тумане, может не хватить для остановки в случае обнаружения на своей полосе медленно движущегося или стоящего транспорта, другого препятствия. В таких поездках нужно постоянно контролировать свою скорость.

С обгоном «тянущихся» впереди транспортных средств лучше подождать до ближайшего населенного пункта, где скорости ниже. Любые маневры, связанные с выездом со своей полосы, в условиях тумана особенно опасны. Самым нежелательным при такой погоде является обгон, поскольку расстояние, необходимое для его полного выполнения (с возвращением на свою полосу) зачастую в несколько раз превышает дистанцию видимости. Так что при малейших сомнениях от обгона лучше отказаться, отложив его до более удобного места – свободного от тумана участка местности, отрезка дороги с несколькими полосами движения в попутном направлении или до населенного пункта, где идущий впереди «медленный» автомобиль снизит скорость. Нужно отметить, что в тумане днем обгонять опаснее, нежели ночью, поскольку свет фар встречного авто в темное время суток гораздо заметнее – хотя оценить расстояние для него все так же трудно. При необходимости свернуть с основной трассы нужно убедиться, что вы поворачиваете точно на ответвление дороги, а не куда-нибудь в кювет. Опасность в том, что второстепенная дорога может не иметь разметки и ограничительных столбиков на обочинах, которые могли бы служить ориентирами. При этом нужно постараться как можно скорее покинуть полосы движения, если по какой-либо причине пришлось остановиться или просто замедлиться (поворот, потеря ориентации, поломка). Пребывание на дороге в таком положении повышает риск столкновения – в первую очередь с едущими сзади автомобилями.

загрузка...