Украина — клондайк для продавцов электромобилей

3217

На фоне новых рекордов, которые в мире ставят продажи электромобилей, в ближайшее время Украина может оказаться одним из самых привлекательных рынков для их производителей. Сейчас он показывает впечатляющие темпы роста — 400% в год. А если государство примет законы, стимулирующие покупку электрокаров, эксперты вообще ждут взрывообразного скачка.

За неполный 2017 год украинцы купили 3700 электромобилей, а всего их на наших дорогах около 4,5 тысяч. В месяц продается примерно по 270 штук. Для сравнения, в соседней Польше количество электромобилей «на руках» не превышает 700 штук!

«Прогноз простой — если Владимир Омелян (министр инфраструктуры, — autonews.ua) сможет продвинуть закон, то рост продаж будет в 10 раз больше. Если нет, то мы и дальше будем топтаться на 400%. Конечно, многие другие отрасли нам позавидуют, но этот сектор может намного больше», — говорит об амбициях продавцов владелец компании «Электромобили» Александр Туз.

Читайте также: Стало известно, когда Skoda выпустит электромобиль

В среднем украинцы за б/у электромобиль готовы выкладывать $10-12 тыс. «Цены на электромобили сейчас у нас упали, но есть нюанс, что в США, где в основном закупают те же Leaf, спрос тоже вырос, так что и закупочные цены там тоже выросли», — говорит Сергей Дородный, который занимается привозом в Украину электромобилей Smart.

Почему их покупают?

Пока что электромобили — удел частных покупателей. Бизнес (и продвинутые IT-фирмы) еще далек от того, чтобы пересаживать своих сотрудников на электротранспорт даже в имиджевых целях.

«На сегодня тенденция, ввиду того, что в целом покупательская способность населения упала, новых машин продается не так уж и много. Самый популярный б/у автомобиль — Nissan Leaf 24-киловаттный. Как правило их везут из США. И второй автомобиль, который часто заказывают — это Tesla S. Ну, тут, как говориться, «кому алмазы мелкие, кому щи жидкие». То есть, население делится на две категории: люди пытаются выживать и люди, которые могут позволить себе Tesla. Поэтому мы ждем выхода новых автомобилей на рынок. Также на рынке есть электрические Ford Focus, Renault Fusion. Сейчас есть новинка, уже официально представленная — Hyundai Ioniq. Но Renault Zoe у нас официально не продается», — говорит директор по развитию центрального региона компании Go-tou Роман Деркач.

Но подсчеты показывают, что в украинских условиях даже покупка нового электромобиля выгоднее бензинового, при условии, что покупателю не нужно совершать дальние поездки. «Если покупать новый автомобиль на бензине за $30 тыс, и за такие же деньги электромобиль, за пять лет экономия на топливе и расходниках составляет в среднем $7,5 тыс. Но это «в среднем по палате» — у кого-то больше, у кого-то чуть меньше», — сказал Роман Деркач.

По словам продавцов электро автомобилей, первое, что сейчас спрашивают потенциальные покупатели — количество километров, которое можно проехать на одном заряде. Они считают, что как только массовым производителем электромобилей будет пройден моральный рубеж 300-350 км, рынок будет взорван, и счет продаж пройдет не на сотни, а на тысячи в месяц.

Нетребовательны к ремонту, но батареям нужно внимание

По словам Романа Деркача, украинцам уже доступны все официальные представительства, за исключением Tesla, которые ремонтируют и обслуживают как свои автомобили, так и завезенные.

«По большому счету, в электромобиле нечему ломаться. Ходовая, та которая есть, она присутствует во всех автомобилях, стойки, сальники, тормозные колодки — вот и все, за чем нужно смотреть. Тормозные колодки с дисками служат в 6 раз больше, чем в обычных автомобилях, потому, что во время движения мы ими не оттормаживаемся. Тормозами мы пользуемся только для конечной остановки. Когда мы тормозим, в любом автомобиле включается режим рекуперации: мы отпускаем педаль газа и двигатель начинает тормозить движение за счет того, что идет подзарядка батареи. Так что проблем с обслуживанием электромобилей минимум», — говорит Роман Деркач.

Самые частые проблемы, с которым сталкиваются люди, недавно купившие электромобиль — разрядка батареи ниже допустимого предела. Так случается, когда автомобиль долго везли из США, или когда водитель забыл вовремя подзарядить машину дома. «Рабочий диапазон батареи — 3,7-4,2В. Когда она садится меньше 3В, то идет интенсивный разряд. Нельзя доводить, что в батарее осталось 0-5%, а вы ее бросили и поехали куда-то на отдых. Через два месяца вернулись — а зарядка не идет. Так делать нельзя, на хранение нужно ставить заряженной на 60-80%. Если такое у людей происходит, мы приезжаем, восстанавливаем батарею», — объясняет Сергей Дородный.

Помогут бороться с излишками производства электроэнергии

Энтузиасты е-мобильного движения говорят, что кроме выгоды для кошелька и большей экологичности, электромобили в определенном смысле также важны для экономики страны и энергетики.

«Мы как-то странно воюем со страной-бензоколонкой, покупая ежегодно у нее на миллионы гривен бензина. А эти миллионы, которые не пойдут в РФ, пойдут в экономику Украины. Если человек не купил сегодня на 500 грн бензина, он купит на эти же деньги молока, мяса, хлеба, книжку, и эти деньги забурлят в украинской экономике», — сказал Александр Туз. — Второй момент — у нас есть проблема, куда девать электроэнергию, которая производится ночью. В Украине очень высокий удельный вес атомной энергетики. В связи с нехваткой угля доля атомной генерации выросла с 37% до 63%, а процессу ядерного синтеза не скажешь «подожди». Поэтому сейчас во время ночных пиков огромные объемы электроэнергии отдают ГАЭС (гидроаккумулирующие станции), которые «уничтожают» излишки, включая насосы и перекачивая воду обратно в водохранилища. Так вот, электромобили идеальные потребители электроэнергии».