С чувством, толком, расстановкой: еще немного о зимнем вождении

4

Первым делом необходимо проверить соответствие шин погодным условиям. Шины должны быть именно зимними, а не всесезонными или так называемыми летними с расширенным температурным диапазоном. Например, о соответствии сезону свидетельствует надпись М+S (M&S, M S) на боковине шины вместе со значком 3PMSF (Three Peak Mountain Snow Flake) в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее.

Обязательно надо обратить внимание на износ шин и состояние резиновой смеси. Действующий Технический регламент, а также рекомендации шинных производителей устанавливают минимальную глубину протектора зимой – 4 мм. Резина не должна быть потрескавшейся, а также содержать видимые проколы, порезы, вздутия и иные дефекты.

Крайне важно соблюдать рекомендованное давление в шинах. Особенно опасна зимой разница в давлении на одной оси – на скользком покрытии это дополнительно провоцирует потерю управляемости и контроля над автомобилем.

Автомобиль стремится наружу поворота.

Это называется снос передней оси, который происходит при неправильно выбранной скорости входа в поворот. Не пытайтесь сильнее довернуть руль на большой угол – при недостаточном сцеплении это не сработает и только усугубит ситуацию. Также не стоит давить на тормоз. При любом типе привода надо плавно сбросить газ. Особенно этот прием эффективен на переднем приводе – на дуге поворота корма будет стремиться обогнать «нос» с притормозившими передними ведущими колесами, и автомобиль легко зайдет в вираж. Если передние колеса были повернуты слишком сильно и фактически скользят боком, следует плавно возвращать их в прямое положение, пока не почувствуете, что сцепление восстановилось, а затем снова столь же плавно довернуть их на требуемый угол.

Автомобиль попал в занос – корму забрасывает вперед.

В этой ситуации надо подавить естественное желание нажать на тормоз. Сначала поворачиваем колеса в направлении первоначальной траектории – это всегда окажется руление в сторону заноса, навстречу корме. Дальше корректируем траекторию газом в зависимости от типа привода. На наиболее распространенном переднем приводе следует прибавить газ, чтобы ведущие колеса вытянули машину в нужном направлении. На заднем приводе, напротив, сбрасываем газ, чтобы притормозившая корма развернула «нос» вперед. Действия на полноприводной машине зависят от типа муфты и процентного распределения тяги по осям, чаще всего большинство таких моделей наделяют переднеприводными повадками, однако желательно уточнить эти детали у производителя, а также предварительно потренироваться на безопасной площадке.

Дорога покрыта глубоким скользким слоем снега.

К сожалению, такое встречается не только за городом в снегопад – в крупных городах коммунальные службы часто экономят на вывозе пропитанного реагентами снега и разбрасывают его на дорогу, чтобы автомобили раскатали эту липкую массу и подняли в виде взвеси в воздух. Протектор при этом часто не успевает самоочищаться, а резина не контактирует с твердым асфальтом. Такие участки следует проезжать на умеренной скорости, держа ровный газ. Резкое добавление или сброс газа, а также быстрые движения рулем могут спровоцировать занос или снос. Менять полосу движения надо тоже плавно по максимально распрямленной траектории, а заходить в поворот на скорости, при которой ведущие и управляемые колеса гарантированно сохраняют сцепление. Избегайте ситуаций, когда одна сторона автомобиля находится на твердом асфальте, а другая на скользкой поверхности.

Преодоление водной преграды.

Это распространенное явление в оттепель, особенно в низинах улиц. Под слоем воды могут скрываться ямы, открытые колодцы, острые и крупные предметы, поэтому пересекать участок стоит, убедившись, что другие автомобили проезжают его беспрепятственно. Относительно безопасная глубина для легкового автомобиля – примерно до половины колеса, выше уже рискованно. проезжать лужу следует на равномерной скорости около 10 км/ч, отгоняя перед собой небольшую волну. При торможении есть опасность обратной волны, которая может захлестнуть чувствительные узлы и агрегаты и даже спровоцировать гидроудар. После преодоления преграды надо подсушить тормозные диски, несколько раз слегка нажав на тормоз.

Парковка в снегу.

Первое правило – ведущие колеса должны быть на максимально твердом покрытии, разумнее парковаться в снегу кормой, оставив «нос» ближе к дороге. Не помешает накатать колею несколькими движениями вперед-назад. Имейте в виду, что даже в плотном на вид снегу автомобиль может за несколько часов просесть и лечь на днище.