Работают профессионалы: С «переобутых» машин массово воруют колеса (фото)

4711

Подскочившие цены на зимнюю резину не только удивили автовладельцев и подстегнуло спрос на б/у шины, но и участили случаи краж колес с уже переобутых авто. Выдирают также «с мясом» аккумуляторы. Эксперты объясняют — это работа профессиональных воров. А юристы советуют потерпевшим не бояться идти в полицию и спасать ситуацию по горячим следам. Тем более, что механизмы для воздействия на нее есть.

«РАЗУЛИ» KIA НА 70 ТЫС ГРН

Киевлянин Константин Мозговый свою новенькую KIA Sportage всего на одну ночь оставил на территории больницы №3 на ул. Петра Запорожца напротив приемной скорой помощи. Утром его ждал шок: машина стояла брюхом на кирпичах — с нее были сняты все четыре колеса.

«Только за три дня до этого мы поставили новую зимнюю резину Good Year (10 600 грн за комплект). А на дисках был еще прозрачный скотч на сердцевинах. Диски были оригинальные с Bluetooth-датчиками давления. Их стоимость в салоне (без резины) — 60 тыс грн. Позвонили в полицию, а там ответили, что выслать группу экспертов сейчас нет возможности», — говорит Константин Мозговый.

Мужчина рассказывает, что воры действовали профессионально.

«Кирпичи лежали на том месте как орудия для работы. Вероятнее всего, они приезжают на машине, которую ставят так, чтобы не было видно с видеокамер, что происходит. Плохо, что быстрая реакция ответственных лиц отсутствовала. Полиция, страховая, автосалон — все пообещали перезвонить (и перезвонили, но на следующий день). Я вряд ли верю, что украденное найдут. К примеру, воры могут потравить колеса почтой на автобазар в другой город. А даже если мы и найдем, то как докажем, что это наше? Нацарапанной нашей фамилии или номера авто там нет. Теперь мы уже поставили на колеса «секретки» (крепеж под нестандартный ключ, — autonews.ua), но мы понимаем, что их много продают на том же автобазаре, а потому, для воров это не препятствие», — рассказал autonews.ua Константин Мозговый.

СНИМУТ ЕСЛИ НЕ КОЛЕСО, ТАК АККУМУЛЯТОР

Второе, чем часто рискуют владельцы авто — аккумуляторы.

«Мы переехали в квартиру на Шулявке, живем на первом этаже. Машину ставили во дворе под окнами, чтобы ее видно было. В понедельник утром собрались ехать на машине на работу, бац — машина не заводится. Смотрим под капот, а новый аккумулятор срезан с клеммами и половиной проводов. А из багажника сперли новый набор инструментов, перевернув все вверх дном. Теперь ищем охраняемую парковку, ну и забираем все из машины», — говорит киевлянка Анастасия.

К слову, Константину Мозговому врач больницы, где «разули» его машину, жаловался, что у него в этом дворе с машин украли 5 (!) аккумуляторов.

АНАТОМИЯ КОЛЕСНОГО ВОРОВСТВА

По словам руководителя портала dtp.kiev.ua Влада Антонова, новости о «разутых» до ступиц автомобилях к ним попадают каждые 2-3 дня.

«Это очень рентабельный бизнес, которым занимаются и люди подготовленные, и разные наркоманы-алкаши. Преступники тратят 10-15 минут, а получают прибыль 10-15 тыс грн. А могут быть такие умельцы, что снимают колесо и за 30 секунд. Снять колесо довольно просто, «секретки» не помогают — есть специальные ключи, которые адаптируются под любую головку. Если защищаться от снятия колес, то самое лучшее — приобрести страховку КАСКО (вам платят компенсацию, и вы покупаете новое колесо), установить «секретки» и ставить машину на охраняемую парковку», — говорит autonews.ua Влад Антонов.

 

Аккумуляторы, по словам Антонова, из автомобилей крадут реже, и, в основном, из недорогих автомобилей, где проще защита и легче открыть капот.

«Воруют, обычно, их люди низкого достатка — наркоманы, бомжи. Эпидемии нет, хотя бывают случаи, когда на одной улице за раз с автомобилей снимают по два аккумулятора», — говорит Антонов.

Дорожный активист Владимир Типило, изучавший проблему, считает, что воровством колес промышляют именно профессионалы.

«Простой человек не знает, как и куда в темное время суток поставить подпорки. А я не видел ни одного случая, чтобы машина упала после того, как с нее сняли колеса. К тому же преступники не идут просто так и не снимают. Нужно минимум три дня, чтобы увидеть, какие на машине колпаки, колеса, когда приезжает хозяин. Это по аналогии, как угоняют автомобиль. И в 80% случаев эти колеса идут под заказ. Что не под заказ, то продают на сайтах объявлений. А еще на псевдоразборках, куда привозят из Польши одну машину, а все остальное идет с угнанных машин», — говорит Владимир Типило.

«В СЕЛАХ ПО ВОРАМ МОГУТ И ИЗ РУЖЬЯ ВЫСТРЕЛИТЬ»

В полиции говорят, что эта проблема больше характерна для крупных городов.

«У нас такое тоже случается, но редко, — объясняет спикер полиции Киевской области Николай Жукович. — Намного чаще или разбивают стекло и крадут магнитолы, регистраторы, или забирают аккумуляторы. В сельской местности и небольших городках воров, «по-крупному» снимающих колеса, проще выследить. А если такое и случается, то местные жители намного охотнее организуют дежурства, чем те же малознакомые жители высоток. К тому же многие имеют охотничье оружие, так что воры там дважды подумают, прежде чем возиться с колесами».

К слову, судя по материалам судебного реестра, преступников, которые профессионально воруют колеса с автомобилей, ловят крайне редко. Как правило попадаются «бытовые» воры, которые решают разжиться чужим добром ситуативно, а колеса снимают, как правило, с автомобилей недорогих марок (ВАЗ, ЗАЗ). Попадаются они на том, что сбывают колеса через знакомых автомехаников или вовсе устанавливают на свои машины.

ЧТО СОВЕТУЮТ ЮРИСТЫ

Большинство водителей, которых обокрали подобным образом, в полицию предпочитают не обращаться, поскольку не верят в ее помощь. Но юристы советуют спасать ситуацию как раз по горячим следам. Они говорят — механизмы воздействия есть.

«ВЫЗЫВАЙТЕ ДЕЖУРНОГО ПРОКУРОРА»

«Если вы звоните правоохранителям, а вам говорят, мол, «нет машины», «некогда», «заняты» и тому подобное, то нужно сделать три вещи:

  • говорите, что записываете разговор на диктофон
  • говорите, что сейчас вызовете на место происшествия все доступные в данный момент телеканалы, чтобы показать бездеятельность этого райотдела
  • скажите дежурному полиции, что на место вызываете дежурного процессуального прокурора по району или городу. И в самом деле этого человека нужно вызывать. Телефон дежурного прокурора по районам можно найти в интернете. Они дежурят круглосуточно. И уже тогда полицейские будут моргать глазами и объяснять, почему у них нет экспертов

Это очень хорошо срабатывает», — советует адвокат Иван Либерман.

Также для дальнейшего следствия нужно максимально полно снимать место происшествия на телефоны. Чем больше таких съемок от разных людей (свидетелей) будет, тем лучше.

Иван Либерман добавляет, что не стоит пренебрегать и возможностью с помощью полиции искать украденное имущество на автобазарах. «Правоохранители всегда имеют свою агентуру в уголовном мире, а также, и это не секрет, есть те элементы в преступном мире, с которыми они как минимум здороваются. Нужно требовать, чтобы правоохранители попытались найти украденное и по этим каналам.

«ТРЕБУЙТЕ ОТ СЛЕДОВАТЕЛЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ»

К слову, не так давно у потерпевших появился довольно сильный инструмент для контроля хода следствия.
«Пока это касается следователей Киева, но со временем такая практика должна распространиться и на другие города. В Киеве издан приказ, который обязует всех следователей в первый месяц расследования уголовного производства раз в неделю со служебного мобильного телефона звонить потерпевшим, уточнять, какие у них появились дополнительные доказательства, собирать дополнительные показания, заказывать вместе какие-то экспертизы, согласовывать правовую позицию. Также четыре раза в первый месяц следователь должен давать письменную справку о ходе расследования. В следующие месяцы следователи должны давать такую информацию раз в месяц. Это является хорошим инструментом контроля качества работы следователей», — говорит autonews.ua адвокат Иван Либерман.