Полумиллионная армия нерастаможенных авто останется в полной зависимости от прихотей украинских политиков

4448

В Украину везут бэушные авто из Литвы, Польши, Болгарии и Румынии. Все больше украинцев ездят по стране на машинах с иностранной регистрацией. Причина этому — астрономическая цена «растаможки» ввезенных авто. «Страна» изучила, чем опасна такая подвешенная ситуация для водителей и других участников дорожного движения.

Почему выгодно ездить на авто без растаможки

Из-за высокой стоимости таможенного оформления цена «бэушных» автомобилей в Украине в разы выше, чем в Европе. Чтобы в этом убедиться — достаточно посетить соответствующие зарубежные сайты — к примеру, литовские ru.autogidas.lt или ru.autoplius.lt.

Например, 5-летняя «Шкода Октавия» в Украине стоит 10-15 тысяч евро, а в Литве за нее просят 7-7,5 тысяч:

Аналогичная ситуация и по другим моделям — цены на аналогичные авто в Украине и Европе разнятся в 2-3 раза. К тому же, очевидно, что машины, которые 5-10 лет ездили по европейским и украинским дорогам, существенно отличаются в качестве.

При продаже такого европейского авто предыдущий собственник-иностранец должен снять его с регистрации. Иначе он будет обязан платить сборы, покупать страховку, проходить техосмотр и т.д.

А дальше начинаются различные варианты. Если новый владелец-украинец зарегистрирует авто на себя и попытается официально провезти на территорию Украины, то ему придется заплатить таможенные платежи (НДС, акциз и ввозная пошлина), которые могут превышать стоимость автомобиля. Именно из-за этих обязательных платежей цены на автомобили у нас в разы выше, чем в Европе.

Но украинские законы прямо не запрещают езду на автомобиле с иностранной регистрацией. Этот вариант избавляет от гигантских таможенных платежей. Поэтому автовладельцы часто пользуются возможностью сэкономить.

Самый простой вариант — так называемый «черный» импорт, когда авто ввозится через дыры на границе и вообще никак не оформляется. Больше всего таких машин поставляется к нам из Молдовы и Приднестровья (на молдавских, болгарских, румынских номерах). Главная задача владельцев таких авто — не попадаться на глаза полиции.

Другие схемы ввоза являются «серыми» и имеют свои риски и недостатки. Основными схемами безналогового ввоза являются временный ввоз, «пересичники» и «стамбульская». Рассмотрим подробно плюсы и минусы каждой из схем.

Для «литовцев» — стамбульская схема

Популярная схема оформления авто «мимо таможни» — по так называемой Стамбульской конвенции. Речь идет о Конвенции о временном ввозе, которая подписана в Стамбуле, ратифицирована Верховной Радой Украины и поэтому имеет статус международного договора.

Согласно статье 9 Конституции Украины, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины:

Стамбульская Конвенция о временном ввозе была ратифицирована Верховной Радой еще в 2004 году, поэтому она является частью украинского законодательства. Это значит, что она имеет высшую юридическую силу по сравнению с любыми письмами, приказами, указаниями и внутренними распоряжениями государственных органов.

Схема ввоза авто по Стамбульской конвенции следующая. Автомобиль, который заинтересовал украинского покупателя, оформляется в собственность иностранной фирмы. Как правило, это фирмы из Литвы, поэтому данную схему часто называют «литовской», а ввезенные по ней авто -«литовцами».

Затем украинский «покупатель» машины оформляется как работник фирмы, на которую зарегистрирован автомобиль. После чего он либо едет за границу, садится в авто и въезжает на нем в Украину, либо это делает кто-то другой по доверенности.

В результате создается видимость, что работник литовской фирмы на служебном автомобиле, который принадлежит той же фирме, ездит по Украине для исполнения каких-либо должностных обязанностей. Это могут быть обязанности водителя, агента, коммивояжера либо выполнение каких-то других служебных поручений, связанных с выполнением трудового или гражданско-правового договора.

При оформлении данной схемы ее участники ссылаются на статью 7 приложения «С» к Стамбульской конвенции. Согласно этой статье, транспортные средства коммерческого использования могут использоваться третьими лицами, которые имеют надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза и осуществляют свою деятельность в пользу последнего, даже если эти третьи лица зарегистрированы или постоянно проживают на территории временного ввоза.

А что касается транспортных средств некоммерческого (частного) использования временно ввезенных авто, то они могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза. Однако при этом есть условие: договорная сторона Стамбульской конвенции (в нашем случае — Украина как государство) может позволить (а может и не позволить) такое использование лицом, постоянно проживающим на ее территории:

Под коммерческим использованием транспортного средства здесь понимается платная перевозка лиц или промышленная или коммерческая (платная или бесплатная) перевозка грузов. Это предусмотрено статьей 1 приложения «С» к Стамбульской конвенции. А под личным использованием транспортного средства понимаются перевозка исключительно для личных нужд, за исключением любого коммерческого использования:

В зависимости от ситуации, «литовское» авто может оформляться либо по пункту «a» (коммерческое использование), либо по пункту «b» (использование в личных целях) статьи 7 приложения «С» к Стамбульской конвенции. Но в обоих случаях речь все равно идет о временном ввозе, который, напомним, возможен на срок не больше года. При этом условии ввоз авто освобожден от ввозной пошлины и налогов.

Подводные камни Стамбульской конвенции

Таким образом, граждане Украины имеют право использовать на территории Украины транспортные средства с целью коммерческого использования, если у них есть разрешение иностранного лица — владельца автомобиля. При этом такой гражданин Украины должен вести свою деятельность в пользу последнего.

Документально это оформляется так: гражданин Украины заключает с иностранным юридическим лицом-владельцем автомобиля договор либо получает доверенность, подтверждающие ведение им деятельности в пользу юридического лица-нерезидента, и использует автомобиль для коммерческих целей на территории Украины.

Основная проблема при оформлении режима временного ввоза по такой схеме — доказательство факта ввоза транспортного средства именно с целью коммерческого использования, от имени и в интересах нерезидента-владельца транспортного средства. Напомним, что коммерческое использование означает платную перевозку лиц, либо платные или бесплатные перевозки грузов.

Часто таможенные органы отказывают в оформлении временного ввоза, мотивируя это отсутствием доказательств ввоза такого транспортного средства для коммерческого использования.

Высший административный суд Украины еще 5 февраля 2015 года в определении по делу № К/800/37217/14 установил, что водитель, который временно ввозит автомобиль коммерческого назначения в Украину, должен иметь такие документы:

— документы, подтверждающие ведение этим гражданином деятельности в пользу юридического лица — владельца (пользователя) транспортного средства;

— разрешение пользователя права временного ввоза транспортного средства;

— документы на транспортное средство, подтверждающие его регистрацию в другом государстве на лицо, зарегистрированное или постоянно проживающее за пределами Украины;

— документы на транспортное средство, подтверждающие цель его временного ввоза;

— документы, подтверждающие коммерческое использование транспортного средства.

При этом, со ссылкой на Закон «Об автомобильном транспорте», Высший админсуд решил, что коммерческое использование транспортного средства должно подтверждаться:

— при платной перевозке лиц: билетно-учетной документацией;

— при платной или бесплатной, промышленной или торговой перевозке товаров: товарно-транспортными документами, в частности международной автомобильной накладной (СМR).

Как видим, доказать коммерческое использование ввозимого транспортного средства крайне непросто.

Если доказать коммерческое использование авто не удастся, из этого автоматически следует вывод, что ввоз на территорию Украины произведен в личных целях.

Как говорилось выше, согласно Стамбульской конвенции государство Украина может разрешить своим гражданам использовать такие автомобили для личных нужд, а может не разрешить.

Украинские депутаты решили, что они это не разрешают: в части 4 статьи 380 Таможенного кодекса указано, что временно ввезенные транспортные средства могут использовать для личных нужд исключительно граждане, которые их ввезли. А третьим лицам с разрешения владельца можно пользоваться только транспортными средствами, которые имеют код 8903. Это не автомобили, а только яхты и другие плавсредства для отдыха и спорта:

В общем, пользоваться временным ввозом автомобилей на основании Стамбульской конвенции в Украине можно только «до первого полицейского». Крайне тяжело доказывать, что принадлежащее фирме-нерезиденту авто используется в Украине в коммерческих целях.

Схема — «ввоз иностранцем»

Еще одна схема — ввоз авто иностранцем, который затем передает его в пользование украинцу и по истечению года пересекает границу в обратном направлении.

Разновидность этой схемы подходит для украинцев, которые являются гражданами других стран. В этом случае авто ввозят по иностранному паспорту, год ездят по территории Украины, после чего выезжают и снова заезжают в нашу страну.

Основание для этой схемы — часть 1 статьи 380 Таможенного кодекса. По ней иностранец может ввезти авто с иностранной регистрацией в Украину без уплаты таможенных платежей сроком на год, с возможностью продлить срок еще на 60 дней из-за документально подтвержденного форс-мажора:

На практике эта схема работает следующим образом. Фирма, которая организует ввоз авто, за вознаграждение находит некоего «верблюда» — это иностранцы, в основном студенты из Африки, Азии, жители Молдовы и других небогатых стран СНГ. Такие нерезиденты завозят автомобиль, на таможне на машину выписывается справка о временном ввозе на срок до одного года, при этом с нее не взимаются таможенные сборы. Затем авто передают украинцу, который начинает ездить в Украине, как правило, на основании доверенности.

Чтобы схема была «чистая», по истечению 10-11 месяцев после даты ввоза тот же «верблюд» должен сесть в авто, выехать за границу и снова въехать обратно. При этом годичный срок временного ввоза «обнуляется».

Еще нюанс — если авто ввезено на срок больше двух месяцев, то его нужно зарегистрировать в сервисном центре МВД и получить временные номера. Это предусмотрено пунктом 7 Порядка госрегистрации автомобилей, который утвержден постановлением Кабмина № 1388:

Однако этого, как правило, никто не делает. Ведь штраф за такое нарушение небольшой — всего 170 гривен. За повторное в течение года нарушение грозит либо штраф 255 гривен, либо общественные работы сроком 30 — 40 часов, с возможным платным изъятием автомобиля.

Это предусмотрено частями 5 и 6 статьи 121 Кодекса об административных правонарушениях:

Небольшая тяжесть наказания за нерегистрацию автомобиля на временном ввозе «расслабляет» водителей. Им легче заплатить 170 гривен штрафа (при первом нарушении), чем тратить время на регистрацию авто и получение временных номеров.

Однако главная опасность схемы «временного ввоза» может быть в другом. При этой схеме часто не учитывается, что согласно части четвертой статьи 380 Таможенного кодекса, ввезенные транспортные средства могут использовать для личных нужд исключительно граждане, которые их ввезли. Это значит, что управлять таким авто может только тот человек, который его ввез в страну. Из этого правила есть только одно исключение — для транспортных средств с кодом 8903 «Яхты и другие плавсредства для отдыха и спорта»:

Поэтому, если полиция остановит такое авто в то время, когда за рулем будет находиться украинец, ему предстоит очень неприятный разговор. Поэтому водителю такой машины, если он лично ее не ввозил на территорию Украины, полиции лучше не попадаться.

Схема «пересичников»: ввоз на 10 дней

Схема «пересичников» — вполне легальная. В авто с иностранной регистрацией украинцу можно въехать в страну вполне официально, но каждые 5-10 дней надо выезжать на нем обратно за границу (так называемая «пересичка»). Это предусмотрено статьей 95 (часть первая) Таможенного кодекса Украины. Авто при этом пребывает в режиме транзита:

Эта схема основана на части 1 статьи 381 Таможенного кодекса, согласно которой граждане Украины имеют право ввозить транспортные средства личного пользования, зарегистрированные вне Украины, с целью транзита через таможенную территорию Украины при условии их письменного декларирования. А чтобы не платить таможенные сборы при ввозе автомобиля, нужно предоставить документ, подтверждающий его постоянную регистрацию в соответствующих органах иностранного государства:

За несоблюдение сроков вывоза таких авто грозят штрафы по статье 470 Таможенного кодекса:

— 170 грн., если превышение срока вывоза авто — не больше суток;

— 3,4 тыс. грн. за повторное в течение года нарушение, а также если задержка выезда составила 2-10 суток;

— 8,5 тыс. грн. при задержке сроков выезда больше чем на 10 суток.

До недавнего времени водители, чтобы ездить за границу реже, брали справку СТО о том, что авто, якобы, находится в ремонте, или из больницы — о собственной болезни. Но сейчас таможенники такие справки не признают, требуя четкого выполнения правил.

Понятно, что такой схемой пользуются, в основном, жители приграничных регионов страны, которые имеют возможность часто ездить за кордон. Как правило, они возят на продажу топливо, сигареты, закупают продукты и т. д. Заодно они проставляют на границе нужные штампы о выезде авто. Но большинству граждан такой вариант ввоза авто не подходит.

По данным таможни, ежегодно границы нашей страны пересекает порядка 4,5 млн. авто на иностранной регистрации. Понятно, что на самом деле парк «иностранцев» гораздо меньше, ведь они часто переезжают границу по много раз.

Иностранную машину могут отобрать и мошенники, и государство

Ввоз авто и по «стамбульской» схеме, и по схеме «ввоза иностранцем» — настоящая пороховая бочка. Даже если машину удалось ввезти через границу, в процессе пользования на территории Украины украинский «владелец» такого авто постоянно рискует превратиться в пешехода.

По «стамбульской схеме» формальный владелец машины — иностранная компания, поэтому она отвечает за проведение техосмотра, страховку и прочие обязательные процедуры. Понятно, что проконтролировать их выполнение из Украины затруднительно. Поэтому приходится верить на слово организаторам схемы.

Может случиться, что при несвоевременном техосмотре или уплате страховки, налога автомобиль автоматически будет снят с учета в стране регистрации. И тогда его эксплуатация не только на территории нашей страны, но и в ЕС станет незаконной.

Еще один риск приобретения автомобиля с иностранным собственником заключается в том, что этот собственник может оказаться мошенником. В результате от украинского пользователя после получения денег могут потребовать возврата автомобиля собственнику, то есть иностранной компании или гражданину. Ведь гражданин Украины не является юридическим собственником автомобиля «на иностранных номерах», а только его пользователем.

По «стамбульской схеме» украинский «собственник» формально таковым не является, а имеет лишь статус наемного работника. Поэтому с ним могут расторгнуть договор и потребовать вернуть имущество фирмы. На практике в таких случаях украинец вынужден заплатить некую сумму «отступных».

Иностранный собственник автомобиля может также отказать украинскому пользователю в переоформлении документов на новый срок при возврате по окончании срока временного ввоза. В результате, украинский «владелец» лишится права на пользование. Бывают также случаи прекращения (ликвидации)  или банкротства юридических лиц-нерезидентов, которые владеют автомобилем, после въезда автомобиля на территорию Украины. Это может привести к проблемам у пользователя автомобиля при его возвращении в страну регистрации.

Еще один риск — по условиям временного ввоза машину через год надо вернуть через границу, а затем снова въехать в Украину. И тут таможня может «выявить ошибки» в оформлении документов. В результате с автомобилем можно будет попрощаться.

А если условия временного ввоза или транзита были нарушены, то автомобиль на иностранных номерах могут изъять и передать на штрафплощадку. Если в течение полугода не объявится собственник авто (гражданин-иностранец или представитель «литовской фирмы»), то автомобиль признается бесхозным и продается через торги, а деньги за него поступают в государственный бюджет.

Естественно, украинский «владелец» в этом случае стоит перед выбором: или начать бороться за свои «колеса» с перспективой уплаты огромных штрафов, или забыть о своем четырехколесном друге. Как правило, если нет возможности «решить вопрос» (то есть выкупить авто за взятку), украинские автовладельцы выбирают вариант «забыть».

Стоит также учитывать, что на авто с заграничными номерами рискованно выезжать за границу, ведь украинские владельцы, как правило, не проводят обязательного в ЕС техосмотра. В результате машина автоматически лишается законного статуса в Европе и может быть изъята полицией в любой момент, а водитель получит штраф.

«Литовец» ни за что не отвечает

Тот факт, что владельцем «литовца» является иностранная компания, создает риски не только для украинского пользователя авто, но и для других участников дорожного движения. Такая машина часто не проходит техосмотр, не страхуется, хотя она продолжает находится на балансе иностранной фирмы и формально является ее собственностью. В результате авто в Украине может иметь опасное техническое состояние и не иметь страховки.

В результате в ДТП, в котором виноват владелец «литовской» машины, пострадавший вряд ли получит компенсацию. Схема действий виновного водителя иностранного авто очень часто такая: он убегает с места аварии, полиция делает запрос на таможню, где узнает, что владелец авто сейчас в Литве, а кто был за рулем — неизвестно. В результате у пострадавшей стороны возникает проблема взыскания ущерба с иностранного собственника, часто с сомнительной репутацией.

Возможна и обратная ситуация, когда страдает украинский «владелец» иностранной машины. Он рискует стать жертвой угона, при котором угонщиков искать никто не будет. Такой водитель не собственник машины, и в полиции у него могут не принять заявление об угоне, и рассчитывать на дальнейшее расследование он не сможет.

За «литовцев» взыскивают чудовищные штрафы

Рейды, которые уже проводили налоговики совместно с полицией в Одессе, где авто на иностранных номерах особенно много, потрясли автомобильное сообщество размерами штрафов — водителям выписывали штрафы по 300 тысяч гривен и более. Фискалы используют статью 485 Таможенного кодекса, по которой за авто, не растаможенное вовремя, штраф может составить 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей:

Понятно, что такой штраф намного превышает стоимость автомобиля, поэтому такую машину проще выбросить.

Недавно Высший админсуд Украины отказался пересматривать решение в отношении одного из владельцев автомобиля «на литовских номерах», и присудил ему штраф в размере 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей на сумму 420 тысяч гривен. Это решение может стать прецедентом для украинских судов, рассматривающих аналогичных дела.

Согласно определению Высшего админсуда от 17 мая 2017 года по делу № К/800/16514/17, 17 марта 2015 гражданин Азербайджана ввез на территорию Украины автомобиль «Ford Tourneo» с литовской регистрацией в режиме временного ввоза до одного года.

Через год было установлено, что этим автомобилем управлял гражданин Украины. При нем была доверенность на право пользования транспортным средством на территории Украины от «Европейского агентства социальной информации». То есть, в данном случае действовала «стамбульская схема временного ввоза. При этом номер на автомобиле был заменен на украинский:

Источник: reyestr.court.gov.ua

А 24 мая Киевский апелляционный админсуд оштрафовал автовладельца за аналогичное нарушение на астрономическую сумму 1 682 000 гривен. «Меrsedes» с литовскими номерами 4 июня 2016 года ввез в Украину гражданин Молдовы. А уже 21 сентября машину, которой управлял гражданин Украины,  остановили в Черкассах сотрудники полиции.

Полицейские забрали документы на автомобиль, передали их присутствовавшему сотруднику таможни, и заставили водителя проехать для оформления протокола о нарушении таможенных процедур. В связи с тем, что автомобиль использовал в личных целях не тот человек, который его ввозил, таможня насчитала штраф в размере 300% таможенных платежей.

При этом суд не впечатлили доводы водителя о том, что для остановки автомобиля сотрудниками полиции не было никаких оснований, поскольку протокол о нарушении Правил дорожного движения они не составляли. После того как таможенники получили письменные объяснения автовладельца о покупке им автомобиля, его вместе с автомобилем отпустили. И только впоследствии он узнал, что в отношении него был составлен протокол о нарушении таможенных правил и начислен чудовищный штраф.

Что говорить, если «литовца» поймали

Надо понимать, что полиция и таможня — это две разные службы, с разными сферами полномочий. Автомобиль с иностранными номерами представляет больший интерес для таможни, чем для полиции.

Все, что может позволить себе полицейский — это попросить показать водительские права, техпаспорт и украинскую страховку. На этом его полномочия заканчиваются. Поэтому срок временного или транзитного ввоза его интересовать не должен, поскольку не входит в круг его обязанностей. Да и самой полиции по той же причине часто просто неинтересно тратить время на остановку и вероятные пререкания с водителями, с перспективой получить обвинение в незаконной остановке транспортного средства.

Но ключевой аргумент водителя все-таки должен состоять в другом. Очевидно, ошибкой оштрафованного черкасского водителя были письменные пояснения таможне о том, что он купил машину, на которой он ехал.

Поэтому водитель автомобиля ввезенного по «стамбульской схеме», должен пояснить полиции, что он только управляет данным транспортным средством, и показать документы, подтверждающие это. Иначе, если водитель будет доказывать, что это его автомобиль, полицейский может вызвать представителя таможенной службы, либо передать таможне материалы дела, и таможня в результате будет вынуждена составить протокол о нарушении правил временного ввоза.

Водителю при этом грозит штраф в размере 300% таможенных платежей согласно статье 485 Таможенного кодекса.

Что предлагают депутаты

Сейчас в Верховной Раде предпринимаются попытки легализировать авто на иностранных номерах. Как сообщала «Страна», еще в марте в Раде обещали для иностранных авто амнистию и упрощенную растаможку.

Сейчас на рассмотрении Верховной Рады находится несколько таких законопроектов. Владельцам авто должен понравиться законопроект №5567, который предлагает легализовать их ввоз сроком на год с ежемесячной уплатой 0,5% полной суммы таможенных платежей. Он был зарегистрирован в декабре 2016 года коллективом более чем 60 народных депутатов.

Также предлагается отменить запрет на ввоз в Украину автомобилей старше 2010 года, которые не соответствуют экологическому стандарту «ЕВРО-5». В связи с ухудшением экономической ситуации в стране мало кто может себе позволить купить более новую машину, которая бы соответствовала этому стандарту. Поэтому для старых иномарок, которые не соответствуют нормам «ЕВРО-5» предлагается разрешить льготную растаможку — порядка 6 тысяч гривен в год.

В любом случае, речь идет только о временных льготах, а не об отмене драконовских налогов и запретов. Снимать таможенные барьеры на иномарки в виде запредельных сумм НДС, акциза и пошлины никто не собирается.

О масштабах возможных проблем говорит тот факт, что, по данным государственной фискальной службы, на конец 2016 года в Украине на условиях временного ввоза было около 600 тысяч автомобилей. Это, например, соответствует количеству всех машин в Киеве.

Так что полумиллионная армия владельцев машин на иностранных номерах останется в полной зависимости от прихотей украинской политической элиты.