Почему в Украине нет электромобилей на «польских бляхах»

4387

Электромобили на еврономерах в Украине пока что редкость. Главная причина – законы ЕС, жестко регулирующие обращение с батареями для Е-транспорта.

С БАТАРЕЕЙ – ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЛИЗИНГ

Большинство посредников, пригоняющих авто по схеме временного ввоза, с которыми пообщался autonews.ua,  говорят, что электромобилями не занимаются. Те, которые согласились на подобную сделку, судя по всему, разбираются в вопросе теоретически. «Без проблем оформим все за $550, если сами заберете машину с польской территории. Если пригоним мы, будет дороже», — пообещал посредник из Нововолынска, признавшийся, что раньше электромобили не пригонял.

«В Европу тот же Nissan Leaf в 90% случаев попадают из США в состоянии б/у, и, согласно европейским законам, — без батарей. Это главная причина, почему у нас нет электро «литовцев», — объясняет глава Association of Troubleshooters Сергей Креймер. — Батарею ты обязан взять в ежемесячную аренду – лизинг у официального представителя. Это связано с защитой окружающей среды. Соответственно, если захочешь официально оформить экспорт, получишь проблемы — на машину не дадут документов».

По его словам, покупать в Европе электромобиль для ввоза в Украину слишком дорого. «В той же Литве на сегодня выставлено на продажу несколько штук в бюджете до 10 тыс в «состоянии нестояния» и, как правило, без батарей. А те, что с батареями, находятся на нелегальном статусе. Популярные европейские электромобили Renault Fluence тоже продаются без батареи — ее берут в лизинг. Из машин с встроенными батареями попадаются только Smart 2012 года (они не попадают под ограничения из-за того, что их батареи немного по-другому построены). Но их стоимость довольно-таки высока: найти «Смарт» 2012-2013 в хорошем состоянии дешевле 8-10 тыс евро практически не реально», — говорит Сергей Креймер.

Возможность пригнать из Европы «белый» электромобиль все же есть, но она доступна только тем, кто регулярно бывает в ЕС. «Взять в лизинг батарею для нерезидентов ЕС возможно, но батарею через некоторое время нужно будет вернуть назад. Также батарея должна обслуживаться у сертифицированного дилера. К примеру, в Германии у нерезидента требуют гарантийный залог, с которого они ежемесячно снимают оплату. В зависимости от емкости батареи оплата от 39 до 110 евро. То есть, такая схема имеет смысл только для тех, кто хотя бы раз в год бывает в Европе», -объясняет Сергей Креймер.

ГРУЗИЯ И США

В Грузии примерно та же история. «Возить оттуда не выгодно. В хорошем состоянии за $6000 только авто с правым рулем. Леворульные намного дороже, чем в Украине. Ввоз по схеме с временными грузинскими номерами тоже не дает ожидаемой выгоды. Из Грузии везут к нам битые электромобили и тут доводят до ума. Это выходит дешевле, чем если покупать их в Европе. В Польше примерно то же самое», — объясняет autonews.ua Сергей Креймер.

В США законы разрешают вывозить авто с батареей, хотя и не во всех штатах. «Большинство компаний, которые занимаются таким бизнесом, зарегистрированы либо во Флориде, либо в Нью-Йорке, либо в Делавере, но они обходят этот закон. Потому, что машина изначально покупается на американскую компанию, а дальше ее завозят в Украину конечному клиенту», — говорит Креймер.

Впрочем, недавно официально ввозить электромобили в Украину начал автохолдинг АИС. По их оценкам, с начала года в Украину было ввезено порядка 1000 электромобилей, около 90% из которых – это Nissan Leaf. Чаще всего покупатели ищут машину по цене в пределах от $12 до $20 тыс.

«Мы закупаем автомобили на официальных американских аукционах, доставляем их в Украину, сертифицируем и растамаживаем. При этом покупатель может выбрать машину, что называется «под себя», — рассказывает autonews.ua директор по маркетингу АИС Сергей Боровик.

В компании говорят, что в отличие от серых посредников, они гарантируют соответствие авто украинским законам, а также то, что машина не «утопленник», не была в угоне, обслуживалась в официальных сервисах и у нее не скручен пробег. «Большинство серых дилеров зарабатывают деньги именно на схемах обмана покупателей (продают восстановленные авто, скручивают пробег и так далее», — добавляет Сергей Боровик.