Общественники на дорогах: Чем занимаются и как себя с ними вести

850

В Украине есть довольно большое количество общественных организаций, созданных для помощи правоохранителям, в частности на дорогах. Они берутся выявлять нарушителей, вести профилактическую работу, помогать патрульным и обычным водителям. С одними общественниками полиция сотрудничае охотно, а за другими закрепилась специфическая репутация. Autonews.ua разбирается, чем занимаются наиболее заметные структуры, а также узнает, как вести себя водителям при общении с ними.

СПАСАЮТ МОТОЦИКЛИСТОВ И ИЩУТ УГНАННЫЙ ТРАНСПОРТ
Большинство общественных организаций, которых по Украине тысячи, представляют собой совсем небольшие структуры, в которые входит до десятка человек. Как правило, масштабы их деятельности редко выходят за пределы их города. Вместе с тем есть и крупные структуры, чье влияние заметно в намного больших пределах.

⦁ Pitbull KIEV
Главное направление «Питбулей» — борьба с пьяными водителями. Для этого они устраивают ночные дежурства под клубами, и, когда видят явно выпивших людей, которые хотят сесть за руль, дают об этом сигнал в полицию. Это относительно молодая организация, но, тем не менее в их послужном списке уже много десятков пресеченных случаев пьяного вождения. «У нас обычные парни и девушки, какой-то специальной формы мы не носим — просто повседневная одежда. Во время последнего нашего рейда благодаря нам полиция составила четыре протокола за вождение в нетрезвом виде. Кроме того, мы ведем разъяснительную работу, участвуем в брифингах и круглых столах, посвященных безопасности на дорогах», — говорит основатель «Pitbull KIEV» Алексей Павловский.

⦁ ДТП.kiev.ua
Портал dtp.kiev.ua работает не только как СМИ, сообщающее новости о ЧП на дорогах, но также по мере сил старается влиять на обстановку на дорогах. Среди важных направлений — поиск авто, свидетелей ЧП, помощь юристов.

«Как общественная организация мы сотрудничаем с различными комитетами Верховной Рады, в частности с транспортным. По возможности помогаем другим организациям. Также, если к нам обращаются с просьбами помочь в поиске угнанного транспорта или украденных документов, то распространяем эту информацию среди подписчиков. Шанс, что что-то удастся найти довольно велик: документы находятся в 80% случаев, а автомобили — в 15-20%. Также эффективен поиск свидетелей — если человек вовремя обратился, высок нанс найти кого-то, кто что-то видел или слышал. Люди, которые попали в аварию, могут обращаться к нашим юристам. Ну и просто, когда мы приезжаем на место ДТП, мы можем помогать регулировать движение. Полиция смотрит на это позитивно», — говорит нам руководитель dtp.kiev.ua Влад Антонов.

Он добавляет, что 5-6 раз в неделю по 20-30 минут для профилактики они гоняют с полос общественного транспорта других водителей. «Мы разъясняем, что их ждет в этом плане. И плюс мы работаем по местам для инвалидов, по парковкам. То есть, когда человек стоит на переходе, когда неправомерно стоит не месте для инвалидов, мы объясняем, почему это нельзя делать, какой за это штраф», — рассказывает Влад Антонов.

⦁ Мотохелп
Это своеобразный «мотопрофсоюз», созданный на волонтерской основе для помощи попавшим в беду мотоциклистам и велосипедистам. На месте ДТП они могут оказать оказать доврачебную помощь или поддержать психологически. «Количество вызовов, на которые мы выезжаем, зависит от погоды. Максимум, до 100 в месяц. А так за год — 360-380 выездов на аварии. Каждый волонтер Мотохелпа четко знает, что надо сделать на ДТП, как работать с пострадавшим до приезда скорой. После приезда скорой волонтеры собрают информацию о ДТП, делает фото- и видеофиксацию, ищет свидетелей. Потом мы готовим отчет, который передаем участникам ДТП или их родственникам. Это помогает им в случае суда», — говорит о своей работе глава организации Дмитрий Буренин.

При этом в организации без обиняков говорят — наложить на кровотечение жгут могут, но права применять медикаментозное лечение пострадавшего у них нет. И это продиктовано не украинской бюрократией, а международным стандартом BLS, который говорит: оказывать медпомощь может только человек, который этому обучен и имеет госсертификат.

«Еще один из алгоритмов, когда есть тяжелый пострадавший. Тогда кто-то из волонтеров едет за ним в больницу, узнаем у врачей картину, оперативно ищем родственников, закупаем медикаменты, которые необходимы для реанимации. Если нужна кровь, ищем доноров. Врачи борются за его жизнь, а мы подаем им, так сказать, патроны. Занимаемся человеком, пока он не выйдет в палату. Потом беремся за следующего пострадавшего», — сказал нам Дмитрий Буренин.

Также в Мотохелп помогают в поисках украденных мотоциклов.
В зоне ответственности Мотохелпа — Киев и пригороды. Подобная организация — Служба экстренной мотопомощи (СЕМПО) — есть в Одессе. А во Львове двухколесных опекает «МотоДопомога».

⦁ «Украинская служба спасения» (УСС), она же Police 911
Пожалуй, самая неоднозначная организация из всего списка. Она была создана еще в 1995 году Павлом Дыбой, который, как он утверждает, имеет звание генерал-полковника (!) УСП — это звание присвоено самой УСП. Согласно уставу, организация обеспечивает безопасность на автодорогах и поддерживает общественную безопасность. В организации проводят тренинги по оказанию первой помощи при несчастных случаях и ДТП.

При этом УСС берет на себя ответственность читать своим членам курс «Инспектор правозащиты», на основании которого дает им нагрудный жетон (один в один как у полицейских) и право «совершать контроль выполнения гражданами дорожного законодательства, правил общественного порядка […], а в случае выявления правонарушений или преступлений — прекращать их». То есть, по сути, — брать на себя полномочия правоохранительных органов.

Еще один провоцирующий и вводящий в заблуждение фактор — члены Police 911 носят форму и знаки различия, очень похожие на полицейские. «Под копов» декорированы и их автомобили (с надписями «Police 911», полицейскими «звездами» и «люстрами»-мигалками). Из-за этого некоторые водители путают их с настоящей полицией. Известен случай, когда в августе 2016 года члены УСП оформили ДТП в Шевченковском районе Киева. Пострадавшие водители восприняли их как полицейских, а псевдокопы УСС самоуправно нарисовали схему ДТП и передвинули автомобили.

Особую активность члены УСС стали проявлять в последние несколько лет: перекрывают улицы для съемок сериалов, и самовольно регулируют движение. МВД после таких случаев порой приходится давать опровержения, мол, это делалось без их ведома.

https://www.facebook.com/KyivOperativ/videos/413470982382327/

Глава УСС Павел Дыба в этом ничего плохого не видит. По его словам, они действуют в рамках законодательства Украины. И, в отличие от представителей власти, обязанных действовать только в пределах своих полномочий, они как общественная организация могут делать все, что не запрещено законом.

К слову, Police 911 имеет заметную «биографию» в судебном реестре. В частности, есть два уголовных дела 2014-2015 годов (в Киеве и Полтаве), когда члены УСС с помощью своих удостоверений выдавали себя за сотрудников милиции, и отобрали у двух человек автомобиль и личные вещи.

А в мае 2017 года члены организации отметились в сводках СБУ. Так, когда в Харьковской области была обезврежена банда из пяти вымогателей, у троих из них при себе оказались удостоверения членов «Украинской службы спасения». «Злоумышленники использовали удостоверения членов общественной организации, которые по внешним признакам похожи на удостоверения правоохранителей», — отметили «закос» под силовиков в СБУ.

«НЕ ВСЕ ЙОГУРТЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ»
В полиции на помощь общественников в целом смотрят позитивно. Правда, признают, что у одних активистов получается помогать хорошо, а с другими сотрудничают «за неимением лучшего».

«Очень полезна помощь тех, кто борется с пьяными водителями. У полиции нет технической возможности стоять часами возле кабаков, возле ночных клубов. А эти ребята сидят в машине и если видят, что кто-то с признаками опьянения садится за руль, то связываются с патрульными. В этом плане огромное им спасибо. Многие также помогают на дорогах, к примеру, после ДТП. Когда мы не успеваем, то их помощь ускоряет процесс оформления. Если бы не их помощь, то будет висеть очередь из вызовов на ДТП на час-два больше. Особенно это ощутимо во время пересменки и около 19 часов вечера, когда как раз начинаются грабежи и возрастает концентрация ДТП», — рассказал autonews.ua источник в Патрульной полиции Киева.

В то же время копы добавляют, что порой не все бывает идеально. «С юридической точки зрения, некоторые моменты из того, что они делают (например, когда пытаются брать на себя чисто наши функции), не есть хорошо. Порой попытки помочь только усложняют нашу работу. Так что тут две стороны медали», — добавил патрульный.

СОВЕТ ЮРИСТА: ОБЩАЕМСЯ ВЕЖЛИВО, НО НА «ПЕРЕГИБЫ» НЕ ВЕДЕМСЯ
Autonews.ua поинтересовались у юристов, как обычным водителям стоит выстраивать отношения с общественниками, если судьба свела их на дороге, а особенно, когда водитель чувствует, что активист в чем-то перегибает палку.

По словам эксперта по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения Владимира Караваева, все права и обязанности водителя четко обозначены в «Законе о дорожном движении» и Правилах дорожного движения. Ни там ни там ни о каких общественных организациях речь не идет и законодательно отношения с ними никак не урегулированы. «Следовательно, для водителя эти общественные организации не представляют какого-либо интереса и предмета для общения. То есть, хочешь — общаешься. Не хочешь — не общаешься,» — объясняет Караваев.

При этом, если говорить не языком закона, а человеческих отношений, то юрист советует не быть слишком категоричным.

«Представители общественных организации — самые обычные люди. Поэтому я бы рекомендовал, даже если на человеке перед вами какая-то униформа, относиться к нему нормально. Во-первых, человек выполняет общественную работу, не получая за это зарплату, не имея статуса и привилегий, тратит свое личное время, чтобы как-то навести у нас порядок. Поэтому я бы рекомендовал относиться к ним с большим уважением и общаться по-человечески. Подобное притягивает подобное», — сказал autonews.ua Владимир Караваев.