Образумить неадекватов: Рада уже осенью проголосует важнейший закон для автомобилистов

10180

Пьяные водители — одна из главных угроз на дорогах. Прошлой ночью на Лесном массиве в Киеве 5 патрулей полиции гонялись за Porsche Panamera, водитель которого, как оказалось, напился и, вообще не имея прав, «взял погонять» машину у брата. Чудом никого не убил. После недавней череды жутких ДТП, в которых по вине пьяных погибли дети, в Раде собираются менять законы — за нетрезвую езду наказывать уголовно. Но поможет ли судимость образумить неадекватов?

ПОГИБШИХ В ДТП И «ПЬЯНЫХ ПРОТОКОЛОВ» — В 1,5 РАЗА БОЛЬШЕ

Количество пьяных, без зазрения совести садящихся за руль, стремительно растет.

«В Киеве около трети тяжелых аварий с пострадавшими — это аварии из-за пьяных водителей, — рассказывает autonews.ua руководитель портала dtp.kiev.ua Влад Антонов. — Другая жуткая цифра — за первое полугодие 2017 года мы получили смертность в авариях на 45% больше, чем за второе полугодие 2016 года. То есть, людей на улицах Киева стало гибнуть в 1,5 раза больше».

Уже около года общественники устраивают антиалкогольные рейды. Они дежурят под ночными клубами, где вероятнее всего встретить нетрезвых людей, и, если видят, что те собираются сесть за руль, вызывают полицию. Несмотря на их усилия, негативная тенденция перевешивает.

«За 2016 год в Украине было выписано 36 тысяч протоколов за вождение в нетрезвом виде, тогда как на начало августа 2017 — уже 47 тысяч, — говорит нам основатель автодвижения «Pitbull Kiev» Алексей Павловский.

«Только в Киеве с вечера пятницы по понедельник выписывается 70-80 протоколов за нетрезвую езду. Большинство, кого ловят, пытаются угрожать полицейским и активистам, кричат, что замнут все дела и заберут свои права обратно. В основном, такие водители безответственные и за рулем, и в жизни», — добавляет Павловский.

РЕЦИДИВИСТЫ И «БЛАТНЫЕ»

О полной «отмороженности» «автоаватаров» говорит тот факт, что часто пойманные на нетрезвой езде попадались и раньше.

«По нашему опыту такое чуть ли не в 30% случаев», — говорят в «Pitbull Kiev».

«Да, сейчас рецидивисты попадаются пьяными не то что в течении какого-то времени, а в ту же ночь!, — подтверждает Влад Антонов. — Недавно на ул. Маяковского два раза подряд остановили пьяного на Audi. И совсем недавно на Лукьяновке водителя Opel два раза задерживали за вождение в пьяном виде. Первый раз его остановили, составили протокол — было 1,7 промилле. Отпустили. Через час поймали за рулем снова».

Очевидно, что так происходит потому, что патрульные не имеют права задерживать таких водителей и принудительно отстранить от управления машиной. Получается, что если авто нарушителя не мешает дорожному движению и не требует эвакуации, после медосвидетельствования он может спокойно снова сесть за руль.

К слову, весьма показателен недавний пример — в Киеве на Позняках ДТП с пострадавшими устроил сотрудник Нацполиции. Во время разворота через двойную сплошную он сбил мотоциклиста. По предварительным данным «аватар» оказался следователем Днепровского райуправления полиции.

Автоэксперты подтверждают — во многих случаях пьяные водители оказываются сотрудниками или приближенными к каким-то органам власти или правоохранителям.

«Общий процент людей среди пьяных, которые связаны с какими-то структурами, выше среднего. Грубо говоря, если во всех правоохранительных органах работает 15% людей, то среди пьяных водителей — 20-25% это правоохранители бывшие, нынешние, военнослужащие в том числе. И очень часто это представители бизнеса, для которых штраф в 10 тысяч — это карманные деньги», — рассказывают на dtp.kiev.ua.

О КОНТРОЛЕ И НАКАЗАНИЯХ

Ужесточать ответственность за вождение в нетрезвом виде народные депутаты собираются уже осенью, по возвращении с каникул. Если не считать их слова популизмом, то это значит, что у власти есть самые серьезные планы сажать «автоаватаров» за решетку.

Однако, их решимость, скорее всего, натолкнется на несколько преград. Во-первых, неотвратимость наказания у нас весьма условна: после повышения штрафов до 10 тыс грн водители просто стали платить патрульным более крупные взятки (в Киеве за пьяную езду — до $600). А во вторых — само качество работы полицейских дает возможность очевидным нарушителям уже на суде разбивать все обвинения, просто указывая на неправильно составленные протоколы.

Также активисты указывают на очевидно слабое звено – алкотестеры сейчас есть не у всех экипажей. «Патрульные визуально проверяют, есть ли у водителя признаки опьянения. Если кажется, что он выпивший, вызывают экипаж с драгером и в течение 5-10 минут он приезжает», — говорит Алексей Павловский.

Подтверждает его слова и глава профсоюза из Днепра «Правозащитники страны» Сергей Джихур:

«Я узнавал у наших патрульных, говорят, что в обычных экипажах драгеров вообще нет. Они либо у командира, либо у замкомандира роты».

«Сейчас количество драгеров достаточно, — говорят autonews.ua по этому поводу в пресс-службе Патрульной полиции. — У нас нет информации, что они есть не у каждого экипажа. Но в случае, если возникают какие-то проблемы, в любой момент может приехать командир роты, который ездит по своему району». Там добавляют, что информации о возможных закупках алкотестеров в будущем у них пока нет.

Стоит отметить, что драгеры — довольно дорогие приборы. В зависимости от модели, они стоят от 14 до 30 тыс грн.

ПОМОЖЕТ ЛИ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

По словам советника главы МВД, ужесточение наказаний за управление автомобилем в нетрезвом виде, которое осенью будут обсуждать в Раде, может быть в виде условного лишения свободы, но в любом случае — с судимостью.

Автоэксперты, с которыми пообщался autonews.ua, говорят, что штрафы на водителей абсолютно не действуют, и в качестве меры пресечения они предлагают применять админзадержание.

«Админзадержание однозначно нужно сразу после того, как поймали на пьяном вождении — чтобы человек не садился сразу за руль. Если ловится второй-третий раз, — хотя бы на 15 суток и какие-то исправительные работы. Само собой, нужно забирать права и эвакуировать автомобиль. Также нужны очень жесткие санкции за степень опьянения. Если обнаружили 0,25 промилле — да, человек лоханулся, но он не так пьян на самом деле. Во многих странах Европы 0,25 промилле разрешено. В этом случае наказание должно быть денежное, допустим, штраф 5000 грн. Если выше 0,5 — 10 тыс грн. Если выше 1 промилле, то есть, человек сильно пьян, — тогда админзадержание. А когда выше 2 промилле алкоголя — это употребление спиртных напитков в большом количестве — тогда надо запускать уголовную ответственность», — считает Влад Антонов.

В «Pitbull Kiev» предлагают внедрить в практику «пункты трезвости». «Это специально оборудованные места для проверки водителей на состояние алкогольного опьянения. Полиция может выборочно может останавливать автомобили , чтобы проверить водителя. Это будет занимать 1-2 минуты — не большая жертва для того, чтобы сделать наши дороги безопасней», — уверен Алексей Павловский.

Об уголовной ответственности мнения единого нет. «Это шаг хороший, но все вопросы будут «решать». Сейчас ввесли уголовную ответственность за тяжелые ДТП с пострадавшими. Однако, садят кого-то очень редко. Люди платят взятки порядка $5000 или больше и не садятся. В случае резонансных ДТП садят на несколько месяцев, а потом виновник тихонько выходит и продолжает дальше кататься за рулем», — говорит Влад Антонов.