На что способна система автофиксации нарушений ПДД и что происходит в Украине

7

В Украине ситуация с безопасностью дорожного движения уже долгие годы оставляет желать лучшего и, что самое неприятное, с каждым годом продолжает ухудшаться. Ежегодно на автодорогах гибнет около 4 тыс. человек и более 30 тыс. получают травмы. А уровень смертности от дорожных аварий в Украине составляет 12 человек на 100 тыс. населения, что более чем вдвое превышает средний показатель стран Европейского Союза.

На подобное сокращение аварийности в европейских странах повлиял целый комплекс определенных мер, в том числе и установка камер видеонаблюдения за дорожным движением и автоматическая фиксация нарушений.

Бдительные камеры видеонаблюдения беспристрастно фиксируют превышения скорости и ряд других нарушений правил движения, невзирая на престижность автомобиля, статус и положение в обществе его водителя. А еще камеры гораздо эффективнее полицейского: пока он оформляет протокол (что занимает 15-20 минут), может не заметить еще десяток нарушителей. При этом радар засечет всех! Более того, автофиксация давно применяются даже в странах СНГ: Белоруссии, Казахстане, Молдове и России. Обидно, что в этом вопросе Украина оказалась в аутсайдерах.

Применение этих средств контроля за соблюдением водителями дорожных правил, в том числе и скоростных режимов, позитивно влияет на повышение безопасности движения. В частности, как показал европейский опыт, введение такой практики способно сократить аварийность на автодорогах на 30%.

В комплексе с камерами, в Европе применяют ряд сопутствующих мер:

на  автомобильных картах и в навигационных системах часто отмечают стационарные радары;

В городской черте нередко встречаются так называемые холостые радары, которые выводят скорость авто на электронное табло над дорогой в зависимости от того, зафиксировано ли превышение, рядом с цифрой также появляется грустный или веселый смайлик;

используют и «умные» светофоры: если радар фиксирует высокую скорость, то следующий за ним светофор включает красный свет, чтобы присмирить резвого водителя.

Важно отметить, что на законодательном уровне система автофиксации нарушений ПДД была введена в Украине еще осенью 2015 года (принят соответствующий закон №596-VIII). С того времени уже прошло больше года, однако она так и не заработала.

Причина: принятое законодательство несовершенно и противоречит решению № 23-рп/2010 Конституционного Суда Украины, который еще в 2010 году отменил применение автоматической фиксации нарушений ПДД, поскольку оно противоречит конституционным нормам. Ведь по закону к ответственности по-прежнему привлекается владелец транспортного средства, а не лицо, совершившее правонарушение. А это нарушает презумпцию невиновности, норму ст. 61 Конституции (юридическая ответственность носит индивидуальный характер) и нормы Кодекса об административных правонарушениях, согласно которым административную ответственность несет именно физическое лицо.

Для устранения действующих противоречий был подготовлен законопроект №5314, который сейчас находится на рассмотрении в профильных комитетах Верховной Рады.

Также до сих пор не приняты и необходимые сопроводительные акты: технические требования к системе и порядок ее функционирования, положение об автоматизированной обработке данных, межведомственные приказы об обмене информацией и т.д.