Мочанов дал исчерпывающие ответы на все вопросы водителей по зимним шинам

10727

Известный автогонщик, волонтер, блогер и телеведущий Алексей Мочанов обратился к водителям в своем блоге в Facebook.

У зимней шины две функции.
1. Не дубеть на температурах ниже чем +7+5
2. Работать протектором с осенне-зимне-ранневесенней кашей.

Соответственно, даже если за всю зиму не упадёт ни крошки снега — всё равно шину нужно менять с летней на зимнюю. Всесезонку даже не рассматриваем: летом на ней ещё можно ковылять, зимой — нет. Категорически не рекомендую.

И есть ещё шины для среднеевропейских зим. Их не продают официальные дилеры, у них высокий индекс скорости и практически летний протектор, просто с «порезами»-ламелями. Их использовать в наших широтах нельзя. Категорически не рекомендую. Но частники и интернет их активно напаривают, некоторые автомобилисты ведутся на привлекательную цену — и получают в итоге непотреб. Абсолютный. Это как продать лыжи в Сахару. Или свинину в мечеть.

Итак, когда температура воздуха под утро стабильно упала до +7 и ниже — пора менять шину на зимнюю, даже если не собираешься выезжать спозаранку — а вдруг придётся?

Ранние утренние часы самые холодные и опасные с точки зрения рисков подскользнуться и затормозить двигателем. Знаете в какой очерёдности случается торможение двигателем?
Сначала номером, потом бампером, потом радиатором, потом вентилятором — и только после всего этого двигателем, ага…

Очевидный для любого профи постулат: зимняя шина должна быть уже и выше профилем, чем летняя!!! Диск — самым маленьким из разрешённых на вашу машину. Шина — самой узкой и высокопрофильной из рекомендованной. На некоторых машинах, где стоят большие летние почти гоночные шины и такие же большие тормоза — мы меняем не только шину, но и тормозные суппорта с тормозными дисками. Чтобы налез колёсный диск поменьше. На турбовых Субару и Мицубиси, например, установка/замена летней 17 или 18-й шины на такую же зимнюю просто немного отсрочит вам ДТП. Поэтому мы ставили туда тормоза с 2-литровых атмосферных машин и меняли колёса на облегчённые с шиной размером 195/65 R15. И чувствуешь себя на зимней дороге королём. Абсолютно комфортно, если кроме передач и газа включать ещё голову. Не иногда. Всегда!

Увы, это не про «антикрылья Родины»… Про большие шины на модные бимеры-мерсы-лехусы-фольцы можно говорить долго и много. Скажу просто: продавцы заинтересованны толкать и впихивать лохам зимние 19-20-21-дюймовые покрышки. На них заработок огромный. Комплект какой-нибудь последней Хаки в размере 295/35 R21 в розницу уйдёт тысяч за 60 гривен! За эти деньги реально можно купить диски на 18, реплику, и нормальные 18-е толковые колёса. Без доплаты. Можно и скидку дать немалую, владелец Порше обрадуется, а на самом деле его реально дрючат. И заработок на продаже трёх-пяти комплектов 19-20-21-й зимней шины несведушим обеспеченным балбесам позволяет закрыть лавочку и до конца недели праздновать «день дурака».

А после — всё равно день жестянщика, потому что управлять по снегу и пытаться затормозить на автомобиле, обутом в такие ласты — задача архисложная, с которой временами иногда всё-таки с горем пополам еле-еле борется-справляется современная электроника, страхующая еполноценно отучившегося водилу. Но всё равно это мучение, а не езда.

Хозяевам машин на больших дисках с широкими лаптями-шинами реально могу посоветовать один раз попробовать у дилера на тест-драйве такую же машину как у вас, только на минимально допустимой шине — и всё встанет на свои места, объяснять никому ничего больше не придётся, лучше один раз услышать, чем триста раз прочитать.

Официальные автодилеры могут конечно со мной вступить в оживлённую дискуссию, но я готов переобуть любой их GL, X-6, М5, LS, S600, Q7, 911, Мультик, Viano, AMG, Brabus, да хоть Майбах с Роллсом или Ешку с Пятёрочкой в шину на своё усмотрение по своему пониманию исходя из своего опыта — и дилер проиграет мне $10.000. Готов спорить.

Отдельные пара слов про «непробиваемый» ранфлэт, шину с усиленной боковиной. Смиритесь с тем, что эти шины и эти машины делаются не для наших условий эксплуатации и придорожного сервиса.  Для Бундесрепублик Дойчланд, где ты если вдруг пробил колесо на автобане — звонишь в автоклуб ADAC (не путать с AC/DC!) и к тебе приезжает сервисмэн на сервискаре, меняет шину и удаляется, помахивая чеком или квитанцией о расширенной страховке. В наших условиях я советую даже летом даже на новой машине менять нах*р эти ранфлэты на шину с нормальной рабочей боковиной, покупать докатку, если надо то мастерить у спецов ступицу-переходник под бублик и ездить на нормальной лошади, а не на лошади с парализованными и зафиксированными наглухо коленями. Если кому так понятнее.

Разница в весе обычного колеса в 18-19 размере и такого же с технологией Ранфлэт (усиленной боковиной) — килограммов 5-6. На каждом колесе. Итого на 5-6 кг больше неподрессоренной массы пытается сбалансировать и утихомирить каждый амортизатор с пружиной. Раньше инженеры делали всё, чтобы снизить неподрессоренные массы. Облегчали рычаги, изобретали воздушные сплавы для дисков. А сейчас продавцы научились напаривать лохам всё скопом задорого, рассказывая сказки про новые технологии и испытателей на Марсе.

Открою секрет: с тех пор, как я начал заниматься тестами и дорожными испытаниями втомобилей, законы физики не изменились, и технологически автомобили по прежнему остались такими же. Появилась и изменилась электроника, впрыск сменил карбюраторы, машины напичкали защитой от дурака в виде разновсяческих электронных систем, удавок, блокировок и анти-блокировок, мультимедийная система уже в стандартной комплектации (раньше на БМВ нужно было после покупки докупать кассетный магнитофон, какой-нибудь Грюндик с быстрой перемоткой и обязательным для кассеты карандашом). Но автомобили — не изменились. Вообще.

По прежнему обычный автомобиль, не прототип для мотор-шоу и стометровки в Ницце/Майами, имеет мотор и четыре колеса, вес, развесовку, баланс, эргономику (какую-то), управляемость (какую-то), динамику (какую-то), и водилу (какого-то, иногда/нередко полного неадеквата и самовлюблённого в самовы*банного му*ака).

Автомобилизм как и любой вид профессиональной деятельности требует образования, знаний, навыков, подготовки, тренировки, переподготовки, практики, тренингов, сезонной подготовки.
А не как сейчас. Позвонил, получил, купил, сел, поехал, у*бался и убил. И если не отмазали — то уже сел, но иначе.

Зима — отдельное, смутное и непростое время. Его нужно переждать, пережить, перейти шепотом, а не перелетать сдуру. Рыская в поисках рекомендаций — постарайтесь понять и убедиться в том, кто и что вам рекомендует. Чаще всего в интернете попадаются рекомендации откровенных неумех, аферистов, умников и реальных долбней. Слушать их — это всё равно что десантнику-контрактнику или кадровому офицеру ВДВ читать опусы о том, как нужно правильно воевать от откосивших по плоскостопию. Не смешно. Грустно.

Убедитесь в квалификации рекомендателя. Кто он, что из себя представляет и чем может быть интересен автомобильному миру. Тысячей книг? Работой в проектном офисе деревообрабатывающего комбината, впускающего дубов, выпускающих липу?
Не выбирайте автомобильных экспертов как выбираете политиков — по тому, кто более сладко и красиво спи*дит, не думая про последствия. Профи не будет учить людей ездить по телевизору или интернету и рассказывать последовательность выполнения «полицейского» разворота (на самом деле — разворота контрабандиста,полицейский разворот это когда ты ехал вперёд и на 180 градусов развернулся с ручником, включил мигалки и погнал контрабандиста, сбегающего от других полицейских и рейнджеров).

Итак, шину поменяли. Я рекомендую (тем, кто не поедет в Европу) — шип. И только шип.
Идеальный вариант когда у вас есть на зиму два сбортированных на диски комплекта «зимы» — ошипованный и фрикционный, называемый «экспертами» и дебилами «липучкой» (ни к чему она естественно не липнет и не клеится, но разве это кого-то интересует?…). Спорить можно сколько угодно, я — не буду.

Просто предложу и попрошу у тех, кто мне доверяет (если такие есть) — поверить на слово и обуться в максимально узкую и высокопрофильную шину, ошипованную. И накачать на холодную, без пробега — давление 2,0. Максимум — 2,2, если выезжаете на трассу в межгород. Не больше.
При движении шина нагреется — и давление подрастёт.

Когда с утра на холодную будет казаться что колесо подспущенно — убедитесь что оно 2,0-2,2 и не трогайте его. Не поднимайте.

Справедливо практически для любого легкового автомобиля и вэна, в который не накидали цемента с кирпичом. Я качаю 2,0 и на оба Линкольна (рамные, V8 по 5,5 метров длины), и на Шевроле Экспресс (большой нелёгкий бус), и на Дефендер, и на Вольво с Субару. 2,0.
Если все четыре колеса не новые, но годные — лучшую пару колёс из четырёх нужно ставить НАЗАД. Именно НАЗАД. А не вперёд. Вне зависимости от типа привода. Про два лысых и два шипованных не говорим — речь идёт о четырёх пригодных шинах с разным уровнем износа.
Лично я зимой езжу исключительно на Nokian. Либо упрощённом варианте шин Nokian, марке Nordman. Северный Человек.

Это та же Нокиан, только чуть подешевле и модели с технологиями за пару поколений тому назад от топовых Нокиан. Для зимы точно лучше, круче и комфортней чем эти «финны» — нет. Не придумали ещё. Сколько я ни искал и ни пробовал. Летом я тоже перешёл на Нокиан и Нордман. Условия хорошие, страховка, обслуживание, хранение, Вианоры по всей стране. Не говорю ничего плохого про другие топовые бренды, знаю где и как и кем они делаются, не доверяю совсем пока только китайцам и разновсяческим нонеймам неизвестного полуподпольного происхождения.
И бывшим советским, включая отечественные — нет, я лично не доверяю и на свою машину не поставлю, никому не порекомендую.

Где их полигоны? Кто их испытатели? Какие они проходят тесты и в каких условиях?
Финские Nokian тестируют по специальным программам заводские испытатели на юге и севере Страны Суоми, а так же (Внимание! Это правда!) водители такси, полицейские, спортсмены, дальнобойщики и лесовозы. Для меня любая шина Nokian и Nordman — эталон технологии и подхода к инженерии и производству колеса, подбора поставщиков и комплектующих, шипа Турванаста.

Жаль может попасться производства российского завода Nokuan, но как известно Nokian Rankaat Oy не единственный завод, который платит налоги в российскую казну, а вся прибыль всё равно уходит в Финляндию и Лапландию, за пределы РФ. Их шина — лучшая, тем более для зимы. А для меня качество, опыт и история — важнейшие параметры при выборе товара. От которого зависит жизнь. Это не смартфон. А колёса. Обувь. Одна из главных составляющих автомобиля и комфортной безопасной безаварийной езды.

Видео 10-летней давности из Экипажа, посмотрите и послушайте пожалуйста:
принципы с тех пор не изменились, изменилась шина.