Литва ведет расследование по «бляхам»: оптимистичный и пессимистичный сценарии для украинских водителей

9615

Достаточно серьезное заявление ГФС о том, что Литва начала расследование по поводу ввезенных в Украину «евроблях» насторожило всех владельцев нерастаможенного транспорта. Организация «Авто Евро Сила» назвала это попыткой давления на украинский бизнес и уже готовит протесты. А налоговики и автоэксперты, с которыми пообщались autonews.ua, рассказали об оптимистичных и пессимистичных сценариях, которые могут возникнуть по итогам этого расследования.

«Санкций от Литвы не боимся»

По инсайдерской информации, которая, как говорят, есть в АЕС, речь идет о списке из примерно 270 компаний, который украинские налоговые органы направили в Литву с просьбой сказать, нет ли за ними каких-то нарушений. Большинство этих фирм были открыты в Литве гражданами Украины, которые занимаются пригоном «еврономеров». «Данные по этим фирмам ГФС получила из техпаспортов автомобилей на еврономерах, которые они задерживали и проверяли. Сейчас они направили запрос вместе со списком и попросили сообщить, нет ли в их деятельности нарушений», — сказали autonews.ua в «Авто Евро Силе».

Там считают, что это обычная для Украины попытка надавить на бизнес, а расследование, инициированное ГФС, ни к чему не приведет.

«У этих фирм все прозрачно и честно. Если бы Литва знала, что у них идет какое-то правонарушение на уровне законодательства, там бы давно привлекли все средства и силы, чтобы наказать виновных. А так как компании, которые оформляют на себя автомобили, платят налоги и приносят в бюджет Литвы колоссальные деньги — к ним у Литвы вопросов нет. Так что каких-либо санкций со стороны Литвы мы не боимся», — считает один из руководителей АЕС Олег Ярошевич.

Более того, по его словам, на следующей неделе — в понедельник или вторник — в Украину с официальным визитом приедут представители Литвы, которые, в том числе, будут обсуждать проблему авто на временном ввозе с украинскими чиновниками.

«Я давно говорил, что наша общественная организация ведет диалог с руководством Литвы. Поддержка с их стороны есть и сейчас», — отметил Ярошевич.

Чего ждать водителям?

Заявление от ГФС не на шутку встревожило автомобилистов.

«Так это что значит? Сейчас закроют литовские фирмы за неуплату налогов и придется машинки в Литву возвращать?», — спрашивает, к примеру, одессит Олег Ткач.

В ГФС пока не готовы быстро ответить, какие оптимистичные и пессимистичные сценарии могут возникнуть для владельцев «евроблях» по итогам этого расследования.

Своим мнением по этому поводу с autonews.ua поделился глава общественного совета при ГФС Дмитрий Олексиенко.

«Это не официальная позиция ГФС, я говорю просто свое мнение, как представитель совещательного органа при ГФС. Речь идет о фиктивном временном пересечении границы, при котором не уплачиваются налоги. Как мне кажется, если это расследование приведет к тому, что определенное количество автомобилей будет идентифицировано как такое, что заехало на территорию Украины с нарушением правил, то в их отношении может быть применено начисление налогов, сборов с соответствующими штрафными санкциями. Я так думаю, что литовской стороне могут быть переданы номера [литовских автомобилей, пребывающих в Украине], по ним нам дадут ответ и потом совместно с МВД эти автомобили будут как-то отработаны. Речь только о налогах и штрафах — уголовной ответственности быть не должно, так как эта статья декриминализирована. Я не думаю, что транспорт будут забирать — тут вопрос в уплате налогов. Если украинец их заплатил, то автомобиль будет считаться растаможенным», — высказал свое мнение Дмитрий Олексиенко.

По его словам, если Литва всерьез возьмется за фирмы, от имени которых авто ввозят в Украину, то наведет порядок без особых затруднений.

«В Литве все достаточно-таки зарегулировано, и, по сравнению с Украиной, можно быстро навести порядок. Там не так много компаний, которые могут уклоняться от закона», — говорит Олексиенко.

В зоне риска — авто без страховки и с просроченным въездом

Более конкретные прикидки есть у главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко. По его словам, ситуация для украинца, владеющего «еврономером» может развиваться по двум сценариям — если машина не снята с литовской регистрации, и если она такую она уже потеряла.

«Если машина не снята с регистрации, если каждые 180 дней за нее в Литве вносили страховку, если вовремя проводили техосмотр, то теоретически за нее ничего не грозит. Потому, что машина не попадет в литовские списки снятых с регистрации авто.

Если на автомобиль 180 дней в Литве не выписывалась страховка, если он не прошел техосмотр, то такая машина, согласно литовскому закону о безопасности дорожного движения (я его изучал) регистрацию в Литве теряет.

И наличие литовской регистрации — тут главное. Ведь о чем бы сейчас все не спорили, вне споров остается момент, что речь идет об «автомобиле на иностранной регистрации». Этот момент главный. Если автомобиль полгода не имел страховку или не прошел ТО, он с литовской регистрации слетает. И если закон еще разрешает при определенных условиях есть по Украине на машине на иностранной регистрации, то без регистрации двигаться по Украине запрещено. В данном случае автомобиль обязаны поставить на штрафплощадку. Поставить его снова на учет может собственник-литовец, уплатив штраф», — сказал autonews.ua Олег Назаренко.

Второй момент, на котором могут обжечься владельцы «еврономеров» — фирма, которая ввозила машину в Украину.

«Если машина принадлежит фирме, которая хотя бы формально имеет литовского директора (ведет или не ведет коммерческую деятельность проверить сложно), то у проверяющих органов в Литве к ней тоже не должно быть претензий.

Но есть же люди-проходимцы, которые открыли литовскую фирму, повесили на нее 10-20 тыс авто, продали их в Украину, и все, фирму бросили, потому, что она им не нужна. То есть, литовцы придут с проверкой: «А где эта фирма? А ее нет, она фиктивна?» Тогда эти автомобили могут попасть под дальнейшее разбирательство и люди, которые ездят на них, пострадают», — предполагает Олег Назаренко.

Также Литва может предоставить Украине списки транспортных средств, которые выехали с ее территории больше года назад (т.е., не сделали вовремя «перезаезд»). Это считается злостным нарушением, а потому, владельцы таких «блях» тоже в группе риска.

«Я думаю, «массовых наказаний» не будет. Будут забирать машины, которые вообще без регистрации. Насколько это массовое явление среди «еврономеров», — это уже вопрос не ко мне», — сказал Олег Назаренко.

«Последняя предупредительная акция»

К слову сказать, в «Авто Евро Силе» на выпад со стороны ГФС отреагировали достаточно остро и объявили об очередных протестах. Их устроят 10-11 ноября во всех городах, где есть представители этой организации.

«Правительство начинает повышать ставки в игре — делают максимально больно, чтобы потом украинцы согласились хоть на какие-нибудь условия. Они пытаются давить на украинцев через судебные иски, через позорные обращения к другим правительствам. Поэтому мы в каждой области и в каждом городе 10-11 ноября проведем предупредительную акцию возле офисов ГФС или районных администраций. Посмотрим, кто сможет надавить и чья позиция будет сильнее. Это будет последняя предупредительная акция по всем областям. Если нас не услышат, дальше мы будем достаточно жестко, но в рамках действующего законодательства», — говорят в АЕС.

Требуют они то же, что и раньше. «Минимум, на который мы согласны — убрать ограничение по перепродаже автомобилей только Евро-5 — условно, чтобы украинцы могли покупать телефоны не только 2017 года выпуска, а какие угодно. Второе — убрать акциз, потому, что автомобиль не есть сигаретами или алкоголем. И третье — убрать пошлину», — заявили владельцы «еврономеров».