Кто и почему не дает запустить производство электромобилей в Украине

3510

Украинцы не оставляют надежд, что когда-нибудь автомобили на электротяге начнут производить у нас. На прошлой неделе эту тему поднимали в Верховной Раде, и есть надежда, что на этой законопроект производстве электрокаров скоро внесут с сессионный зал. Autonews.ua пообщались с руководителем клуба «Электро-АвтоСам» Вадимом Медведевым о том, как в кругу энтузиастов электромобилей смотрят на вероятность появления украинское бренда, о легкости получения патентов от Tesla и о том, как «непробиваемое» лобби автоимпортеров и нефтетрейдеров тормозит развитие направления.

Новый закон: от движения по дорогам до импорта двигателей

По словам Вадима Медведева, который участвовал в подготовке «электромобильного» законопроекта, пока так и не попавшего в Раду, идеи в нем заложены правильные. «Я участвовал в подготовке этого закона в части помощи самодельщикам и поддержке отечественного производителя. То есть, мы продумывали, какие позиции можно ввозить, какие двигатели, аккумуляторы нужны для создания электромобилей. Закон очень обширный, всеохватывающий — он захватил от самодельщиков, заканчивая отменой НДС и завязками движения по общественным полосам. Но законопроект даже не зарегистрирован в Верховной Раде», — разводит руками Вадим Медведев.

«Патенты не так страшны, как мы думаем»

Экономисты, с которыми Autonews.ua обсуждали возможность запуска производства электромобилей в Украине, отмечали, что эта область крайне запатентована, а потому, мы и шагу не сможем ступить без того, чтобы выплачивать огромные суммы за чьи-то ноу-хау.

То, что за границей патенты получены даже на способы укладки аккумуляторов в ящики и установки их в автомобиль, подтверждают и в «электромобильных» кругах. Однако, специалисты указывают на несколько важных для Украины моментов:

  • Многие патенты не работают в Украине. Что-то запатентовано в США, где-нибудь во Франции, Германии, и на нас не распространяются. Мы ими можем пользоваться практически бесплатно.
  • Многие патенты уже прошли определенный срок по времени, их не перевозобновляли, и в принципе, ими тоже можно пользоваться.
  • Tesla многие свои патенты дала возможность использовать бесплатно. Среди них, очень много патентов по тепловому режиму в электромобиле, много патентов по электрическим схемам.

«То есть, при разработке украинского электромобиля можно выйти на 90% бесплатных патентов. Остальные 10% не так уж много стоят по сравнению с запуском самого производства», — говорит Вадим Медведев.

Где в Украине может «выстрелить» производство е-мобилей

По наблюдениям Вадима Медведева, из всех украинских заводов сильнее всего хотят выпускать электромобили на львовском «Электроне». Но там пока получается замкнутый круг: запустить производство не могут без специалистов, а специалисты согласны к ним ехать, если уже будут какие-то наработки. Которые, ясное дело, невозможны без специалистов.

«Самая плохая позиция была у запорожского завода. Я как-то прямо спросил у замдиректора по техническим вопросам, то есть, человека, который отвечает за инновации, за то, что может и будет производить завод: «Давайте производить электромобили, мы вам поможем, у нас огромнейшие разработки». Он ответил, что им нужна концепция внедрения электромобилей в народ. Я говорю — не вопрос, там неделя работы. А он мне: «Молодой человек, такие документы быстро не делаются, на это нужен год, два». Сразу понятно, насколько они этого хотят», — рассказывает Вадим Медведев.

Энтузиасты сходятся во мнении, что если в Украине что-то и «выстрелит» по производству электромобилей, то это будет какая-то инвестиция в частный небольшой завод, в мелкосерийное производство. «Потому, что по электровелосипедам эта концепция уже срабатывает. У нас есть бренд электровелосипеда «рама Чеботаря» — его знают и узнают. Я думаю, такой же бренд сработает в какой-то момент и по электромобилям. Нужно только человек, который соберет их воедино. У нас есть специалисты по всему — и электродвигатели хорошие делают, и контролеры, и системы управления аккумуляторами. Я ездил в Днепр на кафедру химических источников тока, они меня заверили, что в Украине можно делать даже аккумуляторы литиевые, и цена будет даже конкурентнее, чем у китайских. Потому, что оказалось, что в свинцово-литиевых аккумуляторах самый дорогой элемент это не литий, а марганец. А Украина на марганце сидит, вообще то. Думаю, что найдутся и специалисты по механике, по подвеске и кузову», — считают в «Электро-АвтоСам».

Особых перспектив, что в Украину придет крупный иностранный инвестор и откроет сборку, специалисты не видят. «По этому поводу есть большие сомнения. У нас очень плохой инвестклимат. К примеру, в Чехии в этот отношении все благоприятно. А в Украине, если не поменяется ничего по госполитике, максимум у нас будут производить какие-то комплетующие. В основном, заинтересованности нет у государства», — считает Вадим Медведев.

Кто тормозит развитие направления

Тем не менее, на прошлой неделе министр инфраструктуры Владимир Омелян отчитался, что законопроект о стимулировании развития рынка электрокаров и их производства обсуждали в Верховной Раде. «Большинство авторов альтернативных законопроектов согласились объединиться ради одного универсального закона. На следующей неделе вносим его в парламент и задание-минимум проголосовать в первом чтении в этом году», — по-сути, главное, что сказал Омелян.

Случайно или нет, но этими словами он указал на один из главных тормозов, которые не дают развиваться направлению электромобилей в Украине, — проблему лоббизма со стороны тех, кто не заинтересован в развитии рынка электротранспорта. «Альтернативные законопроекты» — как раз одно из ее проявлений.

«На государство просто бешено давят автоимпортеты, нефтелобби. Когда два года мы митинговали под Верховной Радой по поводу того, что коль уж отменили небольшой акциз на ввоз электромобилей, то давайте отменяйте НДС. К нам вроде бы прислушались. Сначала было много бюрократической волокиты, потом, когда поняли, что мы пробиваемся в зал Рады с законопроектом по электромобилям, лоббисты пошли другим путем — начали добавлять такие же подобные законопроекты. Сейчас в Верховной Раде уже 7 (!) законопроектов об отмене НДС на ввоз электромобилей. По регламенту они все должны быть рассмотрены в комитетах, потом собраны в один, потом он еще раз должен быть рассмотрен… Благодаря этой методике рассмотрение законопроекта затянули на 2-3 года. Надеюсь, хоть сейчас вопрос сдвинется», — сказал autonews.ua Вадим Медведев.