Киевлянин, автомобили которого потрясли Америку (фото)

7157

Есть предположение, что знаменитый американский автомобильный стиль «эйрстрим» придумали совсем не американцы, а наш земляк — киевлянин. А вот то, что Алексей Владимирович Сахновский целых 4 (!) раза получал призы за лучший автомобильный дизайн на конкурсе в Монте-Карло – не предположение, а исторический факт. Ко Дню Независимости AUTO-Consulting публикует и другие факты о нашем талантливом земляке, знаменитом за границей и малоизвестном в Украине.

В США его называли не иначе, как Mr. Dream Car, за его стиль в автомобильном дизайне. Он отказал самому Харли Эрлу – шеф-дизайнеру General Motors, когда тот звал его на работу. Почему? Предпочел компанию, в которой ему давали больше свободы. Творческой свободы. А легендарный американский автомобильный дизайнер Харли Эрл впоследствии создавал Chevrolet Corvette, вдохновляясь моделями из стеклопластика, сделанными Алексеем Сахновским.

Но до этого была работа переводчиком и даже практика в дизайне женских платьев. Ну да – автомобильными дизайнерами становятся не сразу, по щучьему веленью. Этого надо хотеть, к этому надо стремиться.

1503492277cwot_h

Дизайнер женских платьев и переводчик

Граф Алексей Сахновский увлекался автомобилями с детства. Его просто завораживал Mercedes-Benz, который был у них в семье. Семья Сахновских, к слову, специально для тех, кто называет Алексея Владимировича российским автомобильным дизайнером, была не только украинской, но по отцу имела казацкие корни. А по матери дедушкой Алексея был известный украинский сахарозаводчик Терещенко. Тот самый. Один из самых богатых людей своего времени в Украине, который хотел наладить первое в стране автобусное сообщение между Киевом и Житомиром.

15034921296Ni6_h

Впоследствии, уже став гражданином США Алексей Сахновский будет создавать дизайн автобусов. Правда, к сожалению, они удивляли не украинских а американских пассажиров.

При чем здесь США? Туда Сахновский стремился попасть много лет, потому, что именно там была самая мощная автомобильная промышленность и самые большие возможности для самореализации. Но путь в Штаты не был легким.

1503492229OV6X_h

В 17 лет, в 1917-м, после большевистской революции, молодой граф Сахновский вынужден был эмигрировать. Сначала в Швейцарию, потом – в Бельгию. Имея неплохое образование и знание 4 языков, Алексей Владимирович поступил на учебу на инженерный факультет Швейцарского университета. Но денег окончить полный курс не хватило. Только три курса. И пришлось искать работу. А параллельно учиться в Брюссельской школе искусств и ремесел Ecole des Arts et Métiers.

Сахновский работал переводчиком, и дизайнером женских платьев в Париже. Но именно знание языков и аристократический вкус помогли Алексею Владимировичу попасть в автомобильный мир. Его взяли переводчиком в компании Carrosserie Hibbard et Darrin, которая занималась дизайном автобусов. А в 1924 году – в бельгийской Carrosserie Van den Plas.

1503492445SAwk_h

Ателье Антуана Ван ден Пляса – это уровень. Здесь работали с эксклюзивными шасси и создававшими на них эксклюзивные кузова. В том числе и для бельгийских «Роллз-Ройсов» — лимузинов Minerva.

Автомобильные эскизы Сахновского привлекли внимание и из переводчиков его повысили до доработки кузовов перед отправкой клиентам. Дали возможность «украсить торт вишенкой», добавить последний яркий штрих. И это очень сложная задача. Когда Сахновский с ней справился, его повысили до арт-директора фирмы.

1503491649qVbn_h

Здесь Сахновский, который подписывал свои эскизы на французский манер Алексис де Сахновски, смог по настоящему проявить себя. Он создал индивидуальный дизайн автомобилей для индийского магараджи и для сына знаменитого писателя Артура Конан Дойля. Для магараджи — Minerva, для Конан Дойля — Rolls-Royce 20 HP.

Minerva Сахновского получила Гран-при на престижном конкурсе автостиля в Монте-Карло в 1926 году. Затем последовало еще несколько интересных работ на шасси Minerva, одна из которых повторила успех в Монте-Карло.

1503491955l7CC_h 1503491756Js7N_h

Потом были и другие успешные работы, удостоившиеся высоких наград. И среди них в 1928 году кабриолет Packard Eight, который не только получил награду за дизайн на конкурсе в Монте-Карло, но и был увезен компанией в Америку, как образец для подражания.

1503491822830z_h

Этот автомобиль открыл дорогу для реализации способностей Сахновского в Соединенных Штатах. Тогда-то ему и сделал предложение шеф-дизайнер General Motors Харли Эрл, который специально приехал на выставку в Париж, чтобы лично обсудить условия контракта.

Но Алексис де Сахновски в качестве американского работодателя выбрал другую компанию — Hayes Mfg. Co. Здесь ему предложили должность арт-директора.

1503491822830z_h

Американская мечта

Американской мечтой для Сахновского было не просто попасть в США, но и реализовать там свой талант. В компании Hayes Mfg. Co. для этого были все условия. И Сахновский не обманул ожиданий. Созданный им специально для владельца компании Гектора Хейза автомобиль Cord L-29 считается шедевром авто дизайна.

1503491465vac8_h

Cord L-29 28-летнего Сахновского стал первым автомобилем американского производства, взявшим гран-при на конкурсе элегантности в Монте-Карло и на конкурсе элегантности в английском Бьюли. А в Париже главный приз этому автомобилю присудили заочно – до его прибытия на автошоу. Уже в наши дни — в 1997 году Cord L-29 экспонировался на престижном конкурсе в Пебл-бич, где взял награды в трёх номинациях. А в 2012 году его продали с аукциона, между прочим за $2 420 000.

1503491497HU82_h

4 года Сахновский проработал в Hayes Mfg. Co., из ворот которой за это время вышло немало красивых автомобилей. Параллельно Алексис разрабатывал стиль автомобилей марки DeVaux, завод по производству которых располагался по соседству с Hayes Body Co.

1503491892FoWU_h

В 1932 году, когда компания Хейза прогорела, начальник отдела стайлинга Packard Эдвард Маколей пригласил Сахновского в качестве консультанта. И он приложил руку к изящному фаэтону Packard Twelve.

1503491612yx6W_h

Есть сведения о вкладе Сахновского в стайлинг кабриолета Marmon Sixteen Convertible Victoria.

1503491282H76y_h

1503492362TRs0_h 1503491788bvZK_h

Chrysler пригласил Алексиса для спасения своей революционной модели Airflow – первого авто концерна в стиле стримлайнер, а также первого авто марки с несущим кузовом. А с 1934 года Сахновский работал над стилем разных моделей марки Nash.

1503491329JVQk_h

В великой автомобильной державе США, у Сахновского была возможность реализовать свои самые смелые идеи и футуристические проекты. Американские автомобильные гиганты хотели заполучить покупателей. И необычный привлекательный дизайн был проверенным способом.

1503491369hsaF_h

В 30-е и 40-е годы прошлого века Сахновский создал дизайн многих популярных американских автомобилей в разных компаниях. Большинство из них пользовались успехом, а некоторые — опередили свое время. Не случайно, американские журналисты называли Сахновского Mr. Dream Car. Чего стоит смелый для своего времени дизайн бескапотных грузовиков White.

1503492308rgXW_h

Сахновского увлек аэродинамический стиль с обтекаемыми формами, впоследствии названный эйрстрим (airstream). И это были не только фургоны. Когда Канада ввела запрет на рекламу пива, пивные короли Джон и Хью Лаббаты решили привлекать внимание эффектными автомобилями для его перевозки. Дизайн Сахновского полностью оправдал ожидания.

15034915311ZRH_h

В 1938 году по проекту Сахновского было выпущено свыше 200 обтекаемых бензовозов Dodge Airflow Tanker Truck.

1503491562bTVz_h

Оригинальное творение стилиста – дом на колесах Jungle Yacht («яхта для джунглей») на базе International D-35 для африканской экспедиции исследователя Аттилио Гатти. Этот 13-метровый автопоезд превратили в 5-комнатные апартаменты, включающие лабораторию, фотостудию и радиорубку.

15034920908YEb_h

В послевоенное время дизайнер продолжил работу над обтекаемой техникой. В частности, в 1950 году появился автобус White Dream Coach, впервые в мире получивший кондиционер. Кроме того, Сахновский начал сотрудничество с конструктором Престоном Такером и предложил ему проект купе Tucker Carioca.

150349202984t2_h

Умер Алексей Сахновский в 1964 году в Атланте (США). Но автомобили, нарисованные Сахновским, грузовики для перевозки топлива и канадского пива до сих пор вызывают восхищение своим внешним видом.

15034921615oZr_h

Они стали символами своего времени. Визитными карточками американского автопрома прошлого века, которые создал наш талантливый земляк.

15034914303Sta_h

Кто знает, какой сегодня была бы автомобильная промышленность Украины, если бы не 1917-год, после которого страну покинула масса талантливейших людей мирового уровня. Сикорский, Сахновский – они были киевлянами, но славу приобрели уже за границей. А то, что без мозгов и умений наших земляков и американский, и европейский авто и авиапром были бы другими – факт.

загрузка...