Каким был самый редкий серийный «Запорожец»

4673

За 10 лет производства (с 1960 по 1969 год) было выпущено чуть более 322 тысяч «горбатых» ЗАЗ-965 всех модификаций. Среди них была и экспортная «Ялта» ЗАЗ-965АЭс улучшенной отделкой (для капиталистических стран), и всевозможные версии для инвалидов, и даже пикапы для внутризаводского использования, которые изготавливались из бракованных машин. Однако самым редким и загадочным серийным исполнением первого «Запорожца» считается специальная почтовая модификация — 965С.

a33367963c36cb99f98f4b011fbfc7fc

Специализированный «почтальон» ЗАЗ-965С изначально создавался по заказу Министерства связи СССР. Перед конструкторами запорожского автозавода была поставлена четкая задача: построить удобный автомобиль для сбора писем из почтовых ящиков в крупных городах огромной страны. Обычные машины тех лет мало подходили для подобной службы, ведь в течении рабочего дня водителю приходилось покидать машину сотни раз, обходя ее, причем выходить приходилось сразу на проезжую часть, что было достаточно небезопасно. Необычное «праворукое» расположение органов управления 965С обусловлено именно стремлением максимально упросить процедуру изъятия писем: почтальон теперь выходил прямо на тротуар — возле самого ящика.

6d95d94fe94d10d08f7824b52e5acd63

Место задних сидений занял отсек для собранной корреспонденции, а задние окна сделали «глухими» — с металлическими филенками (вместо стекол) с характерной надписью «связь». Грузоподъемность 2-местного автомобиля составляла скромные 150 кг (при собственной массе 650 кг). Некоторые экземпляры ЗАЗ-965С имели также боковые воздухозаборники оригинальной формы.

ace802cbcab8ab7253b5a94f037d2ebb

Как и обычные ЗАЗ-965 и 965А, почтовая версии «горбатых» оснащалась 4-цилиндровыми V-образными моторами МеМЗ воздушного охлаждения. При рабочем объеме в 749 и 887 «кубиков», они выдавали мощность 23 и 27 л.с. соответственно. Средний расход топлива составлял 6,5 л/100 км, а максимальная скорость автомобиля достигала 90 км /ч.

ЗАЗ-965С выпустили небольшой партией (несколько сотен машин) в 1960-62 годах. Причем существовали версии как с «лицом» от раннего 965 (с поворотами-«бородавками» на передних крыльях), так и рестайлингового 965А. Считается, что до нашего времени не уцелел ни один экземпляр этой крайне интересной модели, ведь по истечению срока службы на почте их попросту списывали и резали на металлолом. Ходят слухи, что в одной из частных коллекций в России есть подобный автомобиль, однако официального подтверждения этому факту нет. Отметим, что несколько лет назад «Укрпочта» сдала в утиль несколько «вагонов» запасных частей для старых авто-почтальонов, среди которых было много новых деталей и к 965С.