Какие факторы влияют на нашу безопасность на дороге

581

По данным полиции, в ДТП за сутки погибает 14 человек, а на одного погибшего приходится 10 пострадавших. А всего, по статистике полиции, за весь период водительской жизни на каждого украинского водителя приходится по 5 аварий — начиная от «сбил столбик на парковке» до более серьезных.

По словам специалиста по дорожной безопасности Вадима Михальчука, 95% аварий предотвратимы, и лишь 5% по-настоящему нельзя избежать. Журналист autonews.ua побывал на тренинге, посвященном тому, как избегать аварийных ситуаций на дорогах, и делится услышанным с читателями.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ

Практически в каждом ДТП есть факторы из этого списка. Если ездить и не обращать на них внимание, то это первый шаг в сторону аварийной ситуации.

ФАКТОР РИСКА: Моральное состояние  

Любое из граничных состояний может привести в ДТП

  • стресс
    У многих бывали случаи, когда за рулем у них происходил неприятный телефонный разговор, а в конце пути они ловили себя на мысли, что не помнят, как доехали. Если бы в этот момент сложилась аварийная ситуация, избежать ее в таком состоянии было бы трудно.
  • гнев
    Хамства на дороге избежать очень трудно. Обгоняют, подрезают, вызывающе сигналят.
Совет: Как бороться с хамством на дороге

«Попытайтесь внутренне оправдать действия другого человека. Вас подрезали? Скажите себе, что, наверное, у этого человека был тяжелый день или ему позвонили соседи, что он их топит, вот поэтому он и спешит. Стоит вам так подумать, и через десять секунд вы о нем забываете. Но стоит посигналить, «поморгать», высказаться — и все, эта ситуация будет накапливаться как ком и влиять на вас», — советует Вадим Михальчук.

  • эйфория
    Пик ДТП происходит как раз в конце рабочей недели или перед праздниками и в праздники. Тогда люди более расслаблены, у всех машины загруженные, и все спешат. Также в эти дни выезжают те, кто обычно ездит достаточно редко. Поэтому чрезмерно эйфорическое состояние тоже опасно.

ФАКТОР РИСКА: Физическое состояние 

Тесты среди водителей показывают, что уставший человек показывает результаты хуже, чем подвыпивший. Так что усталость нельзя воспринимать легкомысленно.

  • зрение
    Природа не знала, что мы будем передвигаться на скоростях 80-120 км/ч, а потому, у нас нет навыков видеть все то, что нам нужно. Не стоит полагаться на зрение, особенно, когда водитель устает. Чем дольше едешь, чем больше устал, — тем больше вероятность иллюзий.

«Первый признак, что водитель устал — ему кажется, будто дорогу перебегает пешеход или собака«, — обращает внимание Вадим Михальчук.

  • отвлечение за рулем
    Мозг водителя на самом деле во время езды с трудом выполняет две задачи. Поэтому, когда мы на что-то отвлекаемся, качество управления автомобилем и реагирования на дорожную обстановку сразу ухудшается.

А согласно статистики, разговор по мобильному телефону во время вождения повышает риск аварий на 400%!

  • утомление, сонливость
    Все водители боятся за своих родных и близких, и понимают, что спать за рулем нельзя. Но физиологи говорят, что человек, как правило, засыпает за рулем с открытыми. Обычно мы думаем, что как только глаза начнут закрываться, мы сделаем правый поворот, станем на обочине и поспим. Но момент наступления сна невозможно проконтролировать. Человек всматривается в дорогу, а сознание отключается. Глаза при этом остаются открытыми.
Совет: Как правильно спать в дороге 

«Если вы чувствуете, что вы уже стали, нужно выбрать безопасное место (например, на заправке). Вынимаете ключ зажигания, берете его в руку, а руку кладете на рычаг коробки передач. И ложитесь спать. Минут 5-10 вы просто полежите с закрытыми глазами, а потом заснете. И у вас начнется фаза быстрого сна. Фаза быстрого сна длится от 15 до 25 минут. Если поспать с точностью до минуты эту фазу, то, проснувшись, человек себя чувствует отдохнувшим. И вот взяв ключи в руку, когда вы будете находиться в момент перехода из фазы быстрого сна в фазу глубокого, рука разожмется, ключи звякнут. А поскольку вы еще не находитесь в фазе глубокого сна, вы проснетесь от малейшего шороха. Тогда сможете безопасно ехать», — говорит Вадим Михальчук.

  • алкоголь
    Тут и без лишних слов понятно — выпивка водителю враг. Как говорится: «Выпил? Выбирай кто тебя повезет».

1419957466_1911105004

«Я поставил себе на телефон приложение «Алкометр». При первом запуске программы вы вводите свой рост, вес и отмечаете то количество спиртного, которое вы выпили, а также указываете свою сытость. Дальше программа начинает обратный отсчет, показывая, какое у вас в крови содержание алкоголя. На утро после приема алкоголя мы можем чувствовать себя нормально, голова может не болеть, но если программа говорит, что ехать нельзя, то поверьте — ехать нельзя», — говорит Вадим Михальчук.

Нет никаких маленьких доз алкоголя. Бояться нужно не полицию, бояться нужно себя — того, что в какой-то ситуации вы не сможете нормально отреагировать. Даже если вы ничего на нарушали и ехали 60 км/ч, но произошло ДТП, а экспертиза покажет остаточное опьянение, вы моментально становитесь виноватым.

ФАКТОР РИСКА: Условия вождения 

Чем более опытный водитель, тем меньше он на это обращает внимания. Хотя такая самонадеянность совершенно напрасна.

  • освещенность
    На дорогах у нас сейчас происходит полная вакханалия. На «Жигули» поставить ксенон? Да пожалуйста! Из 10 машин сейчас у 8 что-то неправильно со светом — либо регулировка, либо лампочки, которые превышают допустимую мощность.

Это опасно тем, что многие водители, подумав, что находятся в безопасности, ночью ездят с такой же скоростью, как и днем. Но в условиях плохой освещенности, даже если они придерживаются формально разрешенных стандартов скорости, они легко могут попасть в ДТП.

Совет: Личный тест безопасной скорости 

«Ночью за городом на пустой дороге едем с обычной скоростью. В произвольный момент выбираем любой первый «выскочивший» перед глазами ориентир (это будет условный упавший на дорогу мотоциклист) и пытаемся остановиться. Если вы не успели затормозить и проехали дальше — делаете вывод и снижаете скорость», — говорит Вадим Михальчук.

  • дорога
    Автомобиль на скорости 90 км/ч за секунду он проезжает 25 метров. Поэтому, чтобы на дороге не произошло «неожиданностей» и из-за стрельнувшего колеса вы не влетели в другой автомобиль или не вылетели с трассы, выбирайте безопасную конкретно в в этом месте скорость движения.
  • погода
    Обращаем внимание на изменение погодных условий. Очень часто мы привыкаем к дороге («глаз замыливается»), но внезапный дождь или участок с водой на асфальте могут стать причиной ДТП, особенно, если при этом не снижать скорость до безопасной.
  • время
    Нам кажется, что нажимая на педаль газа, мы в чем-то выигрываем, особенно, если где-то попали в пробку и стараемся «отыграться».

«Мы проводили эксперимент на трассе Киев — Харьков. Две одинаковые машины. Решили посмотреть, какая будет разница между водителем, который едет как все (120-130 км/ч), и тем, который едет четко по ПДД, даже не «плюсуя двадцаточку». Дистанция 478 км. Разница получилась 35 минут! На трассе Киев — Львов (она чуть дольше и более ровная) разница между машинами получилась 45 минут. Это крайне несущественно. Нет разницы, с какой скоростью вы едете — 80 или 60 км/ч — как только вы остановились на светофоре, средняя скорость и у той, и у той машины будет одинаковая. Если вы включите на своих машинах включите бортовые компьютеры, то увидите. что за 1000-2000 км по городу ваша средняя скорость не выше, чем 30 км/ч. Так что создавать себе лишний фактор риска, пытаясь «догнать» опоздание, просто неоправданно», — говорит Вадим Михальчук.

ЕДЬТЕ ТАК ОСТОРОЖНО, БУДТО СЕЙЧАС ГОЛОЛЕД

Также автоэксперт советует не быть слишком доверительными к другим водителям. «Вы не представляете, кто вокруг вас ездит: очень много людей, которые переоценивают свои возможности, много тех, кто только начинают свой путь. Есть те, кто сел за руль пьяным или с температурой. Поэтому главная рекомендация — ездить настолько внимательно и аккуратно, будто сейчас гололед, и не важно, зима сейчас, или лето», — говорит Вадим Михальчук.