Как украинцы в Турции электромобили продвигают

887

В 2017 году Украина попала в топ-5 стран с самой высокой динамикой роста рынка. Пусть, и за счет подержанных авто. Тем не менее, это не мешает украинским бизнесменам смотреть дальше границ нашей родины.

Так уже больше двух лет компания GreenWay Otomobil занимается продажей электромобилей и развитием соответствующей инфраструктуры в Турции. Чем Турция привлекательней Украины в электромобильном плане, рассказал журналистам маркетинг-директор компании GreenWay Артем Бойко.

 — Как возникла идея стартовать именно в Турции и что из себя представляет ваша компания сейчас?

— Начнем с того, что Турция – страна побогаче, чем Украина. Покупательская способность там выше, и это давало нам основания думать, что спрос на электромобили там будет выше, чем в Украине. Причем, сразу оговорюсь, что мы говорим о новых электромобилях, а не б/у.

Плюс, у нас были хорошие знакомства в муниципалитете Анталии. Поэтому мы и начали с открытия офиса в этом туристическом регионе. Второй офис открыли в Стамбуле. У Анталии очень много схожих черт с Калифорнией, где электромобили неимоверно популярны. Все говорило о том, что успех нашего предприятия – дело времени.

 — Вы так говорите, будто что-то пошло не так.

— Так и есть. Ожидание и реальность – две большие разницы. Нам пришлось столкнуться с сильным традиционализмом турков. Несмотря на то, что в Турции автомобиль – это не роскошь, а необходимость. Особенно, в Стамбуле, где сумасшедшие расстояния.  К электромобилям они оказались холоднее, чем нам бы того хотелось. Нам пришлось на время стать чуть ли не проповедниками электромобилизма. Мы сделали ставку на таксистов, коих в Стамбуле очень много. Но и тут не обошлось без подвоха.

Лицензия на такси в Стамбуле – это вещь, которая передается по наследству. Их ограниченное количество – 18 000. И не обязательно таксист – обладатель такой лицензии. Как правило, обладатель лицензии нанимает таксиста, чтобы тот приносил ему суточную выручку, а заработок оставлял себе. Казалось, тут и кроется главный плюс – ведь цена километра на электромобиле куда меньше, чем на обычном авто. При стоимости бензина около $2.

Но реальность такова, что обладателю лицензии электромобиль ни к чему, потому что он и так имеет стабильный суточный доход, а для рядового таксиста покупка электромобиля – экономически необоснована. Дешевле купить обычную машину (их много производится прямо в Турции) и потом сменить на новую.

Тем не менее, сегодня 6 наших электротакси Renault ZOE ездит по Стамбулу. Пассажиры получают удовольствие от поездок. Одни даже впоследствии пришли к нам и купили электромобиль в личное пользование.

То есть, для нас таксисты оказались важным каналом коммуникаций. Они проезжают по 500-600 км в день, при этом водители успевают на пересменке зарядить электромобиль на станции, которые есть в городе.

 — Кстати, как в Турции обстоят дела с инфраструктурой для электрокаров?

— Поскольку электромобилей там не так много, то и над инфраструктурой еще работать и работать. Мы занялись и этим вопросом. Установили зарядные станции – их у нас в Стамбуле около 40 штук. Плюс есть сеть электрозаправок E-Charge – это еще 90 станций. Через год-два, думаю, их будет около 200 в городе. В эту сторону уже начали смотреть торговые центры и АЗС.

 — Как оцениваете перспективы работы в Турции на ближайшее время?

— Мы активно работаем с местными властями над принятием законов, которые позволят сделать покупку электромобилей выгодным вложением. Так, если обычный автомобиль может работать в такси 5 лет, то мы хотим, чтобы электромобиль можно было использовать 10 лет. Это будет серьезным преимуществом. А так, на государственном уровне пока что абсолютно никаких льгот для электромобилей нет.

 — Насколько мне известно, к компании GreenWay имеет отношение Константин Евтушенко, который был одним их пионеров электромобильного движения в Украине. Хорошо помню его компанию Shooter. Почему после начала деятельности в Украине свернули активность?

— Проблема одна: в Украине у людей нет денег. Торговать подержанными автомобилями (зачастую собранных из «битков») – это не наш бизнес. Мы не сбрасываем со счетов успешный проект по аренде электромобилей чиновниками. Там у нас все получилось. А вот Тернополь нам не заплатил ни копейки. В Киеве со сменой мэра тоже интерес к электромобилям для автопарка Киевсовета и мэрии поугас. Как только украинцы начнут больше зарабатывать, чтобы покупать новые электромобили, рынок станет для нас более привлекательным.