Как сохранить жизнь и автомобиль на дороге: Уроки выживания от профессионального гонщика (ч.1)

3768

Команда аutonews.ua совместно со школой Автодрома «Чайка» запускают новый совместный проект — цикл материалов «Уроки выживания от профессионального гонщика».

Главный инструктор и одновременно со-основатель Школы Автодрома «Чайка» Дмитрий Жайворонок расскажет, как безопасно управлять автомобилем в самых разных дорожных ситуациях, чтобы не причинить вред ни себе, ни другим участникам дорожного движения.

Словосочетание «уроки выживания» применен неспроста. На украинских дорогах, где уже четвертый год, по сути, не контролируется скоростной режим, складывается весьма непростая обстановка. Мы не будем приводить печальную статистику, однако отметим, что в Украине каждый день в ДТП страдают, в том числе, и гибнут десятки людей!

Сегодня вопрос навыков автомобилистов и особенно их поведение на дорогах общего пользования стоит как никогда остро в нашей стране. С каждым днем растущий автопарк и прирост новичков за рулем просто обязывает современного водителя быть экстра-внимательным, осторожным, рассудительным…

Именно поэтому мы начинаем серию материалов, которые, надеемся, помогут любому автомобилисту безопасно передвигаться по дорогам. Причем они будут полезны не только начинающему, но и водителю со стажем. Кто-то из них, возможно, уже успел подзабыть некоторые азы, а многие и вовсе, считая себя «бывалым», пренебрегают элементарными правилами, как то – пристегиваться ремнем безопасности!…

Практически все в этой жизни подчиняется неким закономерностям и алгоритмам. Как ничто другое, это касается управления автомобилем. Прежде чем поехать, нужно тронуться с места, а для этого необходимо попасть в салон автомобиля. Поэтому сегодня мы начнем с азов, которые, возможно, улыбнут опытного водителя, а, возможно, заставят задуматься – не забыл ли он за годы «в руле» и не начал пренебрегать ими…

Итак, прежде чем повернуть ключ в замке зажигания (или нажать кнопку стартера), нужно правильно расположиться за рулем. И вопрос вовсе не в комфорте (хотя и он не маловажен). От правильной посадки за рулем зависит очень многое, а в экстренной ситуации и вовсе жизни – будь то водителя, или его пассажиров, пешеходов и других участников движения.

Сначала нужно отрегулировать глубину кресла. Ваши ноги должны быть полусогнуты, но не сильно. При этом желательно, чтобы пятки находящихся на педалях ног касались пола. (Многие привыкают держать правую ногу на весу, однако это в корне не правильно…) Когда продольное расположение сиденья будет отрегулировано, займемся его спинкой.

Аналогично ногам, положенные на руле руки должны быть полусогнуты в локтях. Ни в коем случае нельзя управлять автомобилем в полулежащем положении, как это практикую многие «опытные» водители – в случае необходимости резкого изменения направления движения им попросту не хватит амплитуды рук для поворота руля. Для этого им сначала нужно будет оторваться от спинки, на что уйдут секунды, которые в экстренной ситуации могут стоить здоровья и жизни!…

Некоторые водители, особенно те, у кого антропологически короткие руки, садятся слишком близко к рулю. Это тоже не совсем правильно, так как в аналогичной ситуации они могут начать «путаться в руках», которые будут переплетаться при резком повороте руля…

Теперь нужно отрегулировать высоту «подголовника». Вопреки мнению многих, он существует вовсе не для комфорта и релаксации, а является крайне важным предметом пассивной безопасности в случае удара сзади. Более того, неправильно отрегулированный по высоте «подголовник», когда его пытаются использовать в качестве «валика под шею», при определенных обстоятельствах может стать причиной непоправимых, а то и летальных последствий!

«Подушка» подголовника должна находиться четко в районе затылка вашей головы, чтобы в случае сильного удара сзади предотвратить травмы шеи… К сожалению, когда автомобилем пользуются сразу несколько человек, к примеру, муж и жена, особенно в случае большой разницы их роста, именно про регулировку «подголовника» и не задумываются. Глубину сиденья и угол наклона спинки приходится регулировать чтобы элементарно дотянуться или отодвинуться от органов управления, а вот столь витальную поддержку самого главного нашего органа – забывают, предполагая что речь идет не более чем о комфорте…

Когда мы, наконец, закончили с эргономикой водительского места, нужно сделать то, чем, к огромному сожалению, на просторах пост-советского пространства буквально принято пренебрегать! Да, да – речь идет о ремнях безопасности! К огромному сожалению, очень многие водители, причем зачастую со стажем, не пристегиваются. Более того, они проявляют верх безответственности, не то что не заставляя, а даже не рекомендуя своим пассажирам пристегиваться. Последнее можно сравнить с неумышленным убийством!

Более того, с учетом «умной сигнализации» непристегнутого ремня на всех современных автомобилях, некоторые особенно безответственные водители и вовсе пристегивают ремень «сзади» сиденья. Причем некоторые и вовсе делают это на обоих передних сиденьях! Тем самым эти индивидуумы становятся ни кем иным, как потенциальным убийцей своего переднего пассажира!…

Во всем цивилизованном мире автомобилисты не только пристегиваются сами «как отче наш», но и буквально заставляют это сделать всех своих пассажиров, даже тех, кто находиться на заднем сиденье. Думаю, что не нужно объяснять, зачем это нужно делать – на это уйдет немало места и времени. Но если все же кто-то усомниться в необходимости пристегиваться, что является первым краеугольным правилом безопасности нахождения за рулем – он может осведомиться в Википедии. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ремень_безопасности).

Поверьте, в случае любого столкновения, особенно наиболее часто случающегося лобового – только ремень безопасности сможет отделить людей, находящихся в машине от больничной койки, а то и куда более непоправимо худшего места… Пожалуй, на сегодня мы остановимся, а тронемся в путь уже в следующей части…

Вторая часть: Как избежать неприятностей и увидеть беду издалека


1 (1)

Дмитрий Жайворонок — победитель –призер –участник картинговых, шоссейно-кольцевых, ипподромных, трековых гонок.
Чемпион Украины по картингу 2011 года в классе Rotax Senior.
Победитель Кубка Украины по шоссейно-кольцевым гонкам 2014.
Представитель Украины на чемпионате мира по картингу Rotax Max Grand Final 2007 и 2011 год.
Чемпион Украины в шоссейно–кольцевых гонках 2015.
Опыт преподавания инструктором с 2012 года.