Как избежать неприятностей и увидеть беду издалека: Уроки выживания от профессионального гонщика (ч.2)

1339

Мы продолжаем нашу серию материалов о безопасности вождения на дороге от главного инструктора и сооснователя Школы Автодрома «Чайка» Дмитрия Жайворонка.

Первая часть: Как сохранить жизнь и автомобиль на дороге.

Сегодняшняя тема – зеркала.

Напомним, что словосочетание «уроки выживания» к серии статей, по сути, являющимися практическими советами любому водителю, применено неспроста. Обстановка на дорогах общего пользования в нашей стране оставляет желать лучшего. Новости о серьезных ДТП, включая жертвы, причем не редко летальные, буквально пестрят в лентах новостей ежедневно! Именно поэтому Школа Автодрома «Чайка» в лице ее сооснователя и главного инструктора Дмитрия Жайворонка и портал autonews.ua хотят помочь всем участникам дорожного движения.

В сегодняшнем материале, когда мы уже оказались в машине на водительском месте, мы поговорим о зеркалах заднего вида. При этом мы настоятельно напомним – сев за руль, обязательно пристегнитесь ремнем безопасности, а также не забудьте отрегулировать один из главнейших элементов пассивной безопасности — подголовник! Он ни в коем случае не должен находиться на уровне основания черепа, что в случае сильного удара сзади может привести к летальному исходу! А именно избежать удара сзади вам может помочь одно из трех зеркал заднего вида.

В предыдущей статье мы разобрались с эргономикой водительского места. Настал черед настройки зеркал заднего вида. К сожалению, именно этой частью подготовки водительского места пренебрегают очень многие, а между тем – зеркала заднего вида не менее важны при управлении автомобилем, особенно в плотном городском потоке транспорта, чем собственно руль и педали! По сути, без зеркал управление автомобилем на современной дороге исключено!

Итак, заняв положение «в руле», вам нужно бросить взгляд в левое наружное зеркало заднего вида. Оно должно быть отрегулировано так, что бы в самой ближней его части к автомобилю отражалась лишь крайняя линия вашей машины. Она будет служить ориентиром. Причем речь идет не более чем о полоске (кромке) задней части вашего автомобиля! Чем больше в вашем зеркале заднего вида вы будете видеть собственную машину – тем меньше будет толку от зеркала. По горизонтали же оно должно быть настроено нейтрально.

С настройкой внутреннего зеркала все просто – оно должно быть отрегулировано так, чтобы в нем максимально отражалось заднее стекло автомобиля, что и будет давать на дороге максимальный задний обзор. Правое наружное зеркало заднего вида настраивается аналогично, когда с водительского места в нем должна отражаться минимальная полоска задней части вашего автомобиля и максимум проезжей части. И именно на правом зеркале нужно остановиться отдельно.

В свое время автомобили, в том числе и в Европе, выпускались без него (в случае с правосторонними без левого наружного зеркала). Многие, в том числе находящиеся «в руле» не один год, и по сей день забывают пользоваться правым зеркалом, считая его неважным. Более того, по неофициальной статистике 90% водителей уверены, что главными зеркалами заднего вида являются левое наружное и внутреннее, а между тем, 75% «бед» приходит именно справа!

Дело в том, что согласно правил и писанных, и неписанных, обгон справа запрещен. Однако сегодня, в густом потоке на дорогах, обыденной ситуацией является то, когда вас, двигающихся в среднем ряде, будут не только обгонять слева, но и «опережать» справа, что вроде бы не запрещено. И именно из-за этой печальной «повседневности» происходит огромное количество ДТП!

Двигаясь в среднем ряду, водители зачастую забывают посмотреть в правое зеркало заднего вида, прежде чем начать маневр по перестроению, а, чаще всего на многополосных дорогах мы «уходим» именно направо, чтобы свернуть. И именно поэтому существует совершенно элементарный алгоритм пользования зеркалами заднего вида. У любого водителя должны выработаться на рефлекторном уровне две простых последовательности.

При движении вперед в равной степени нужно контролировать ситуацию не только через лобовое (ветровое) стекло, а и по зеркалам заднего вида, причем всем трем. Для этого с интервалом в каждые 10 секунд нужно бросать взгляд сначала в левое наружное зеркало, потом переводить взгляд «через» лобовое стекло во внутреннее, и потом в правое наружное.

При этом в каждом из зеркал вы буквально бросаете взгляд, не задерживая его в реалии на них – если засмотреться в одно из зеркал, можно упустить контроль над ситуацией на дороге спереди. В реалии, звучит это сложнее, чем выполняется на практике. А между тем – именно этот прием использования всех трех зеркал заднего вида и дает вам тот самый полный контроль за ситуацией на дороге со всех сторон вашего автомобиля.

Однако есть еще один алгоритм, который может сохранить не только ваш автомобиль, а и здоровье и даже жизнь как вашу, так и ваших пассажиров! К огромному сожалению, многие остановившись на светофоре, или на знаке «Стоп», сразу хватаются за мобильный телефон, или переключают свое внимание на пассажиров, а прекрасная половина человечества может обратиться к внутреннему зеркалу заднего вида, но только для того, чтобы убедиться в состоянии макияжа…

А между тем, фактически при любой остановке на перекрестках или пешеходных переходах, водитель должен на рефлекторном уровне тут же перевести свой взгляд во внутреннее зеркало заднего вида! И смотреть в него нужно как минимум пока сзади вас не остановится следующий участник дорожного движения!

Дело в том, что огромный процент аварий происходит именно в таких ситуациях, когда двигающийся позади водитель по тем или иным причинам не успевает затормозить – очень часто из-за пользования мобильными средствами связи. Поэтому, остановившись, вы должны ожидать худшего и быть готовы либо уйти от потенциального удара сзади в сторону, либо продвинуться вперед.

Недаром в начале этого материала мы напомнили о подголовниках – в случае сильного удара сзади и неправильно отрегулированной высоты подголовника возможны очень неприятные травмы шеи, которые могут приводить к повреждению позвоночника и даже смерти! Если же вы начнете движение вперед или по крайней мере успеете отпустить педаль тормоза, то подобный удар сзади будет серьезно смягчен, снизив перегрузку. Возможно, столкновения и вовсе удастся избежать. Любой водитель-профессионал вам поведает – что хотя бы раз в жизни, а то и несколько, с ним происходила подобная ситуация и заднее зеркало заднего вида при остановке спасало его от неизбежной аварии по вине позади движущихся…

***

Резюмируя сегодняшний разговор: садясь за руль, прежде чем начать движение, убедитесь, что все три зеркала заднего вида настроены корректно. Когда же вы двигаетесь по дороге, постоянно контролируйте ситуацию по бокам и сзади переводя взгляд слева направо, не говоря уже о пользовании наружными зеркалами заднего вида при перестроении и смене рядности. Довольно быстро такой осмотр зеркал войдет в привычку – ту, которая повседневно будет спасать вас от аварийных ситуаций.

Когда же вы останавливаетесь, первым делом переводите взгляд во внутренне зеркало заднего вида и не отводите его оттуда как минимум до момента, когда позади вас не остановится следующий участник движения. Эти элементарные приемы наравне с соблюдением скоростного режима и использованием ремней безопасности являются краеугольными камнями «уроков выживания» на современных дорогах…


1 (1)

Дмитрий Жайворонок — победитель –призер –участник картинговых, шоссейно-кольцевых, ипподромных, трековых гонок.
Чемпион Украины по картингу 2011 года в классе Rotax Senior.
Победитель Кубка Украины по шоссейно-кольцевым гонкам 2014.
Представитель Украины на чемпионате мира по картингу Rotax Max Grand Final 2007 и 2011 год.
Чемпион Украины в шоссейно–кольцевых гонках 2015.
Опыт преподавания инструктором с 2012 года.