Как чиновники обманывают украинских автомобилистов

3

Накануне вступил в силу подписанный с МБРР в ноябре 2015 года договор о выделении Украине 560 миллионов долларов на строительство дорог. Эти деньги потратят на обговоренные заранее проекты, среди которых – строительство участка Полтава – Валки трассы М-3 (Е40) Киев – Полтава – Харьков и эксплуатационное содержание ранее построенных участков трасс М-3, М-6 и М-7. Об этом в интервью ГолосUA рассказал эксперт в вопросах транспорта, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава.

Накануне Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выделил Украине 560 миллионов долларов на строительство дорог. На что будут потрачены деньги?

Запланировано несколько проектов под это финансирование, но основной – это строительство участка первой категории Полтава – Валки на трассе М-3 (Е40) Киев – Полтава – Харьков. Это очередной шаг в долгосрочном сотрудничестве между Мировым банком и Украиной. МБРР является кредитным учреждением Мирового банка. Именно благодаря этому сотрудничеству и работе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) уже почти 10 лет ведется работа по реконструкции и расширению по территории Украины автомобильной дороги по самому протяженному европейскому коридору – Е40. Именно этот коридор обеспечивает перевозки в направлении Восток – Запад и одновременно соединяет Киев с Харьковом и Львовом.

Теперь мы можем видеть трансляцию проведения тендерных предложений и знать, кто победил в тендере…

Всегда в тех тендерах, которые проводились по проектам финансируемым Мировым банком и ЕБРР, были профессиональные и высококлассные участники. Эти тендеры соответствуют лучшему мировому опыту. Иностранные эксперты контролируют процессы от подготовки тендера до приемки дорог в эксплуатацию. Качество выполнения работ на этих дорогах отличается от остальных.

Накануне в интервью одному из украинских телеканалов вы заявляли, что 5 февраля был провален законопроект о создании дорожного фонда, разработанный Мининфраструктуры, который позволил бы использовать средства, предназначенные для ремонта дорог исключительно по целевому назначению…

Да. Этот законопроект предполагал создание целевого дорожного фонда, где бы аккумулировались все деньги, которые собирает казначейство Украины по автомобильным статьям: это, в первую очередь, акциз на топливо, который платят все автомобилисты при заправке автомобилей, а также дополнительные платы, которые взимаются при продаже автомобилей и автозапчастей. Поскольку сейчас только незначительная часть от тех денег, которые собираются у автомобилистов и должны были пойти на автомобильные дороги, тратятся непосредственно на ремонт и строительство дорог. Это порядка 10% собранных средств, а 90% — идет в общий фонд бюджета.

Получается, что украинских автомобилистов чиновники обманывают. С них взимают плату на дороги, а тратят эти деньги по своему усмотрению.

Расскажите, пожалуйста, какой путь нужно будет пройти деньгам от МБРР, прежде чем они будут потрачены по целевому назначению?

Что касается расходования денег от ЕБРР и Мирового банка, к эффективности расходования этих средств никогда не было вопросов. Поскольку все процессы, которые касаются как проведения, так и выполнения тендера, технического надзора, контролируются международными экспертами.

После реформы в «Укравтодоре» из 170 тысяч километров дорог только 51 тысяча километров останутся в ведении «Укравтодора», так как это – дороги государственного значения. Как вы считаете, эффективна ли эта реформа и сможет ли «Укравтодор» справиться с ямами в 2016 году?

С ямочностью в полном объеме на всей сети магистралей «Укравтодор» не сможет справиться. Идея этой реформы – не нова, скоро будет уже 10 лет с тех пор как началась подготовка правового поля и создание механизмов для передачи дорог местного значения областным властям. Принципиально это ситуацию не изменит. Это позволит просто более эффективно расставлять приоритеты по ремонту и содержанию местных дорог на уровне областей. Потому, что на уровне области, конечно, виднее, какую дорогу приоритетнее ремонтировать. Плюс каждая область получит свой бюджет на ремонт дороги – не будет таких перекосов, что две-три области получают 90% средств, а остальные 20 регионов довольствуются 10% средств. Новая система сделает распределение средств между регионами более справедливым. Но общая сумма все равно останется неизменной.

Могут ли украинцы надеяться, что в обозримом будущем будет проведен ремонт трассы Е95 Киев – Одесса?

Дорога М-5 (Е95) Киев – Одесса по сравнению с другими дорогами находится в еще очень хорошем состоянии. Особенно та часть, которая была построена 13 лет назад по инициативе Георгия Кирпы – я имею в виду участок от Жашкова до Краснознамянки. Что касается старых участков трассы, то в принципе, серьезные проблемы есть только с участком Киев – Белая Церковь. Но там решить проблему простой реконструкцией, которая сейчас проводится – не удастся. Дорога проходит через много населенных пунктов, дорога уже зажата населенными пунктами, и ту интенсивность движения, которая там есть – а летом она достигает порядка 30-32 тысяч автомобилей в сутки, — эта трасса, конечно, пропустить не в состоянии. Потому в этом вопросе «Укравтодору» необходимо было бы работать над проектом строительства абсолютно новой дороги с новой трассировкой от Белой Церкви до Киева – в обход всех населенных пунктов и с выходом в Киеве на Столичное шоссе. По этой дороге время поездки из Киева в Одессу сократится на 1 час. Кроме того, эта дорога может не только ликвидировать такое понятие как заторы на Одесской трассе на подходе к Киеву, но и существенно разгрузить южную часть Кольцевой дороги столицы. Белая Церковь может стать в таком случае просто престижным спальным районом, ведь от Белой Церкви до станции метро «Выдубичи» в Киеве поездка на автомобиле по такой трассе будет составлять всего лишь 25-30 минут. Это быстрее чем с Троещины или Борщаговки.

Сколько средств понадобится для строительства подобной магистрали?

Все будет зависеть от маршрута прохождения трассы, от количества полос, от количества инженерных сооружений (мостов и эстакад), от объема земляных работ. Это сумма, я думаю, порядка 120 – 150 миллионов долларов.

Я правильно понимаю, что придется ждать финансирования из Госбюджета – так как деньги МБРР уже «расписаны»?

560 миллионов долларов – это целевые деньги под уже целевые проекты, которые были согласованы. Эти деньги на другие проекты тратить нельзя. Также как проект подходов к Киеву, в рамках которого реконструируется Староодесская трасса, и некоторые подходы – это тоже целевые деньги. ЕБРР и Мировой банк не дают деньги, чтобы их тратили по своему усмотрению.

Какие перспективы есть у региональных дорог Украины, которые требуют немедленного ремонта?

К сожалению, с такими бюджетными возможностями как в этом году – пока перспектив нет никаких. Поскольку существует недофинансирование дорог, и тех денег, которые выделяются из бюджета – очень-очень мало.

То есть в 2016 году мы что-то отличное от ситуации 2015 года вряд ли увидим?

Я думаю, что общее состояние автомобильных дорог в 2016 году еще будет ухудшаться. Способствовать этому будет отсутствие средств и погодные условия. Особенно, учитывая частые переходы температуры через ноль в январе и феврале: ситуация с дорогами будет хуже, чем в 2015 году.

загрузка...