Инсайд: Как на самом деле «верблюды» завозят «бляхи» в Украину

1917

Жители Беларуси — одни из самых активных участников схем по завозу «еврономеров» в Украину. За вознаграждение в $20-30 они дают свои документы «перегонщикам» и сами на несколько часов приезжают «посветить лицом» на границу. Autonews.ua нашли людей, которые стоят близко к вершинам этой схемы, и разбирались в неизвестных деталях этой схемы.

Что накопали белорусы

На днях белорусские журналисты заметили, что среди жителей близких к украинской границе городков и сел процветает бизнес на прохождении нерастаможенных иномарок через украинскую границу.

«Здравствуйте, хочу предложить Вам заработать. Предлагаю поездку на украинскую границу, плачу 20 у.е., можно 4 человека — каждый 20 у.е. Помочь растаможить машины, которые едут из Литвы на Украину», — такие стандартные объявления есть во многих белорусских группах в соцсетях.

Местные журналисты выяснили, что в Беларуси ввозом «блях» руководят три человека, а $20, которые получают «верблюды» (людей,  по чьим документам автомобили в режиме временного ввоза попадают в Украину) — лишь маленькая часть реальной платы за участие в схеме. При этом исполнители, получив мизерную плату, рискуют в будущем попасть на огромные штрафы. Как объясняют в ГФС, если украинский покупатель через год на этой машине не пересечет границу, белорус, чье имя уже есть в таможенных базах, перед украинским законом окажется нарушителем, которому полагается штраф до $1000! И если он даже по своим делам приедет потом в Украину, назад его не выпустят, пока все не заплатит.

Для белорусского информпространства новость, что их граждане массово втянуты в эти схемы, стала настоящим откровением. Ведь официально Республика Беларусь и «бляхи» вообще никак не соприкасаются.

Как оказалось, эти факты — лишь вершина айсберга, которым на самом деле являются схемы по ввозу белорусами «еврономеров» в Украину.

«Погонщики» на кредитном крючке, а «верблюдов» ищут соцработники

Как рассказал autonews.ua источник, занимающийся пригоном в Украину «еврономеров», в Беларуси этой схемой действительно руководят три человека. В Молдове таких людей — 5, а в Польше — около 10.

Это верхушка пирамиды, а полностью схема выглядит примерно так:

  • «верблюдоводы» — люди, которые руководят схемой в рамках страны, занимаются поиском «погонщиков»
  • «погонщики» — собирают исполнителей по городкам и селам
  • «надзиратели» — отвечают за доставку их к границе и беспрепятственное прохождение границы
  • «верблюд» — человек, на чье имя загоняется машина.

«Мне на месяц ставят план, что я должен найти 300 человек. Я ищу «погонщиков», те ищут «верблюдов». Как правило, «погонщики» — это люди, которые тесно связаны с социальной сферой и знают. Как правило, это участковые врачи, работники почты, соцработники. Они знают, где есть социально неблагополучные кандидаты в «верблюды», готовые что угодно сделать за копейки. Между ними еще есть звено, которое контролирует их работу, чтобы те, «случайно» не побежали писать заявление в милицию. Как правило, это представители компаний, которые выдают быстрые кредиты. «Погонщики» сидят на этих кредитах по полной, поэтому, эта схема так идеально и работает. А «верблюд» никогда не знает, на что он идет. Он должен быть в полной уверенности, что он не нарушает закон. Так работает схема у нас в Молдове, но я думаю, что в Беларуси она никак не отличается», — на правах анонимности рассказал autonews.ua один из «верблюдоводов».

Система построена так, что ни «верблюд» не знает, какую машину он будет везти, ни покупатель не знает, кто ему пригонит машину. Все общение ведется в закрытых чатах в Telegram, и никто не знает следующую ступеньку, кто выше него. Так что даже если «верблюдом» займутся правоохранители, он скажет, что ему предложили заработать, он позвонил по номеру телефона и ему пришло сообщение с инструкцией, куда приходить. Таксистов, которые возят «верблюдов» под границу, тоже нанимают  посредством Telegram по объявлению о перевозке людей.

«Молчали, потому, что все происходило не на их территории»

По нашим данным, в Следственном комитете Беларуси на основании журналистского материала открыли уголовные дела и начали проверки своих погранпереходов. Шерстят приграничье, так что, скорее всего, с белорусской стороны некоторое время будет затишье.

Отсюда возникает логичный вопрос — а как тогда вообще в эту схему интегрируют белорусских (или молдавских) граждан, если нужный украинцу автомобиль идет из Литвы? Как выяснилось, машины в Беларусь не завозятся — для этого используют пакет доверенностей и «островки» нейтральных территорий.

«Автомобили, которые у нас станут «бляхами» все едут через Польшу. Они не едут через Беларусь — беларусы такие машины не пропускают. Из Польши машина в режиме транзита (разрешенный срок пребывания 5-10 дней) въезжает в Украину, заезжает на украино-беларусскую нейтралку и уже там в нее садится «верблюд»-беларус. Почему в Беларуси на это так долго закрывали глаза? Потому, что фактически это совершается не на их территории. Граждане выезжали за пределы Беларуси и все совершали на украинской границе. После выхода статьи случился скандал, но те, кто вверху — они не боятся. Они уверены, что возьмут прослойку до них, а они окажутся не при делах», — объясняет autonews.ua компетентный в схемах источник.

Очень важную роль в этом играет цепочка доверенностей, по которой машину передают из рук в руки.

«Выписывается три доверенности. Первая — от литовца на имя перегонщика. С ней машину завозят в Украину в режиме 5-дневного транзита, чтобы показать машину покупателю. Вторая доверенность — на имя беларуса (или молдаванина)-«верблюда». Как правило, она заполняется от руки на коленке прямо на границе. И уже третья доверенность — на украинца, который покупает автомобиль», — говорит источник.

Экономика бизнеса на перегонах

Беларусские перегонщики признают, что им действительно платят копейки по сравнению с тем, какие суммы изначально заходят в схему.

Как выяснили autonews.ua, калькуляция выглядит примерно так:

  • $800-1500 — изначально столько платит посреднику украинский покупатель
  • какая-то часть платится за документы на машину в Литве, бензин и проживание перегонщика в хостеле
  • около $300 — плата перегонщику за работу
  • $50-100 — плата таможеннику. Могут потребовать купить «зеленую карту» (страховка) — еще $50 расходов
  • $20-50 — плата «верблюду»
  • около $200 — человеку, который в Украине ищет клиента

Как правило, один «верблюдовод» в месяц прогоняет через себя до 300 машин. Самые активные работают в Молдове — они могут загонять до 1000 авто на одного человека.

Как поменялись схемы ввоза за последнее время

Участие белорусов в «игре» с ввозом нерастаможенных автомобилей, не единственное новшество в этой области. Не так давно в группах, где продают нерастаможенные автомобили, старил разгонять информацию о схеме «пожизненного транзита».

«Суть такая, что якобы нужно ввезти машину в режиме транзита (5-10 дней), просрочить этот срок и заплатить штраф 8100 грн. Якобы после этого машина стает «вечно транзитной» и в следующий раз владельца никто не накажет. После этого многие загоняли машины на себя в режиме транзит и не морочились с «верблюдами». Эта схема подломила заработки «верблюдов». Многие стали искать поляков или литовцев, которые напрямую доставляли машины к польской границе, а они там ее забирали и сами завозили. После этого машина «терялась» в Украине. Таких машин очень много», — рассказывает autonews.ua автоэксперт Сергей Креймер.

Другой вариант «потерять» авто перед контролирующими органами — завезти его в Украину и получить справку о его полном уничтожении. «Дальше машина пребывает здесь веки-вечные. Но эта схема довольно дорогая и, в основном, используются на дорогих машина, которые по каким-то причинам не могут выехать за территорию Украины», — добавляет Сергей Креймер.

Еще из новенького — американские машины на «воздушной» регистрации. «Таких у нас очень много. Они были завезены из США и Канады. Они «повисли в воздухе», и редко кто вывозит их за территорию Украины раз в год. То есть, они тоже в вечном режиме временного ввоза. На том же auto.ria можно найти машины о продаже «вечного» автомобиля. То есть, в свое время он был завезен гражданином США, поставил на него временные номера, через год снял с учета для вывоза машины, но машину не вывез. Такие машины попадают в вечную «серую зону», и на сегодня вывезти их не реально», — говорит автоэксперт.