Экономика и немного теории заговора: почему в Украину официально не идут е-бренды

2138

Несмотря на надежды, с которыми энтузиасты электромобилей смотрят на стремительно увеличивающееся количество такого транспорта в Украине, «зеленую улицу» им могут дать только производители. Autonews.ua поинтересовались у экспертов, что, по их мнению, не дает е-брендам официально продаваться в Украине.

Проблема инфраструктуры

Все, с кем мы пообщались, в один голос говорят, что прежде, чем начать официально продавать электромобили, производитель смотрит, достаточно ли большая в стране сеть элетрозаправок. По примерным оценкам, их в Украине пока не больше пяти сотен. В основном, они сосредоточены в больших городах и вдоль основных трасс. Для «местных» поездок этого хватает, но поездка на электромобиле из города в город, или в райцентр может превратиться в проблему. Детальную карту украинских электрозаправок можно посмотреть на ресурсе plugshare.com.

Без імені

Фото: plugshare.com

«Нужно понимать, что на Западе подавляющее большинство людей заряжаются дома. Бесплатными общественными зарядками они пользуются как элементом бонуса — приехал в спортзал, какое-то время подзарядился, — говорит директор по развитию центрального региона компании Go-tou Роман Деркач. — На супербыстрых зарядках CHAdeMO электроэнергия продается. Они позволяют зарядить тот же Nissan Leaf за 18 минут. Их ставят на скоростных муниципальных трассах. И если у кого-то исчерпался запас хода 200 км, человек подъехал к зарядке, попил кофе и через полчаса машина зарядилась. Такие зарядки должны быть платными по определению. На сегодня в Украине стоимость заряда автомобиля на такой зарядной станции порядка 80-90 грн».

В Украине зарядные станции, в основном, пока у себя устанавливает бизнес-сегмент. Так они привлекают клиентов, владеющих электромобилями. В Киеве электрозаправки есть возле некоторых ресторанов, в сетевых АЗС, возле кинотеатров, частных фирм и даже некоторых церквей. Расчет на то, что пока авто будет полчаса-час заряжаться, человек выпьет кофе, съест бизнес-ланч или сходит за покупками.

Но так угождать клиентам — удовольствие достаточно дорогое. Цена фирменных зарядок (Kebo, Schneider, Boch, BMW) доходит до $1600-3000. А покупать самые простые ($120-150) предприниматели не рискуют.

«Европейские производители зарядок получили лицензию от мировых производителей электромобилей. Их продукция стоит дорого, но они дают гарантию, и если что-то происходит, все компенсируют. Так вот, если собственник бизнеса решил сэкономить и поставил зарядку эконом-класса, которую собрали где-то в гаражах в Украине (таких компаний более 20), или купил в Китае, а из-за нее сгорел подключенный к ней автомобиль (коротнуло, не сработала защита), то ответственность за сгоревший автомобиль должен брать владелец бизнеса», — говорит Роман Деркач.

«У нас есть еще одна проблема — у нас ужасные дороги. Электромобили рассчитаны для городских автострад, а ими даже Киев похвастаться не может. На такой машине в наших пробках можно просто раз остановиться и все — вызывай мастера. Да и, по большому счету, люди на электромобиль пока смотрят как на игрушку. Мировая статистика пока не показывает, что в какой-то стране мира люди начали осознанно отказываться от бензиновых или дизельных автомобилей в пользу электрических. Вся оптимистичная статистика о бурном росте продаж — это, в основном, истории, когда люди покупают новое авто с ДВС и вместе с ним новый электромобиль. Мало кто выбирает электромобиль единственным средством передвижения», — добавляет экономист Александр Охрименко.

Покупательная способность и немножко теории заговора

Но, по большому счету, количество мест, где можно зарядить автомобиль — вопрос вторичный. «Производителей интересует размер рынка, зайдя на который, он сразу получит продажи», — говорит Александр Охрименко. Это подтверждают и электромобилисты. Более 200 электромобилей, которые каждый месяц покупают украинцы — показатель, возможно, и неплохой, но только единицы этих автомобилей привезены новыми, а не б/у. Украинцы готовы покупать электрокары по $10-12 тыс, но никак не по $30-40 тыс за новые из салона.

Также об этом говорят и автоимпортеры. «Мы не завозим электромобили из чисто ценовых соображений, — рассказывает autonews.ua руководитель отдела маркетинга компании «Атлант-М Днепровская набережная» Виктория Моргаленко. — Стоимость таких автомобилей выше, чем стоимость автомобилей с ДВС, плюс стоимость растаможки и всего остального делает их неконкурентоспособными. К примеру, на австрийском сайте volkswagen.at, на который мы ориентируемся, Volkswagen e-up! по акционной цене сейчас стоит 25,230 евро. И это при условии, что этот автомобиль с ДВС стоит от 12 тыс евро. Разница в два раза. Точно так же около 40 тыс евро в Европе стоит eGolf, то есть, в Украину он зайдет по 50-60 тыс евро. Кому он будет интересен, при условии, что обычные Golf можно купить за 30 тыс?».

Opera Знімок_2017-11-23_125554_online-angebote.volkswagen.at

Неофициально в кругах автодилеров признаются, что ждут, когда правительство примет законы, отменяющие пошлины и акцизы. Тогда, по их мнению, на рынке возможно оживление.

Интересно, что энтузиасты электромобильного движения подозревают, что названными выше причинами все не ограничивается. Они не исключают, что автобренды смотрят на Украину исключительно как на рынок для авто с ДВС.

«Лично мое мнение — тот же Nissan не заводит в Украину электромобили, потому, что им необходимо куда-то сбывать свои авто на ДВС, — сказал autonews.ua Роман Деркач. — Мы видим, что Канада, Испания, США, Великобритания, Дания, Германия начинают у себя «дизельгейт». Кто-то с 2019 года будет запрещать у себя ДВС на дизельном топливе, кто-то с 2025, кто-то с 2030 года. А мировым производителям куда-то нужно же девать свою продукцию. В Украине же зарегистрировано несколько законопроектов, которые могли бы снизить налоговую нагрузку на ввозимый электротранспорт. Но ни один еще не прошел даже первое чтение. Таким образом складывается благоприятная ситуация, когда Украина будет использоваться как «кладбище» для автомобилей с ДВС из Европы, США. И чем больше мы тянем, тем больше будем превращаться в подобную свалку».