Доступные авто для украинцев: как обойти нормы «Евро»

7373

Владелец электромобиля, оказавшись в потоке городского транспорта за извергающей клубы дыма маршруткой, будет горько разочарован: одна ваша «электричка» на фоне старых «коптилок» — это даже не капля в море.

Примерно тот же букет ощущений испытывает и владелец авто с ДВС, соответствующего стандартам Евро-5 или 6: как минимум половина машин в трафике чадит старыми карбюраторными или дизельными моторами.

И все же, каждый владелец электрокара или авто ДВС по Евро-5/6 делает свой небольшой взнос в общую копилку чистоты окружающей среды. Скорее всего, уже для следующих поколений. Нам же еще придется некоторое время подышать «дымовыми завесами», которые производят старые грузовики, автобусы и легковушки с подпорченным годами «здоровьем».

Не секрет, что введение норм Евро в Украине имело немного общего с заботой об окружающей среде. Нужно было ограничить приток б/у автомобилей из-за рубежа и облегчить давление конкурентов на местный автопром. Пресловутое соответствие «европейским нормам» — тоже, по большей части, отговорка. Это доказано на деле, когда активистам удалось растаможить и зарегистрировать в Польше, которая является членом Евросоюза, старенький Запорожец, — и о соответствии его движка экостандартам никто почему-то не спросил!

В Германии, например, растаможить ЗАЗ-968м тоже удалось бы без проблем. Но страховка с эко-налогом обошлась бы в такие деньги, что затея потеряла бы всякий экономический резон. В

общем, везде свои правила, но мы пытаемся интегрироваться с ними самым невыгодным для украинцев путем.

Введение экологического стандарта Евро-6 в Украине было отсрочено на 2 года. Но что будет дальше? Нужны ли нам нормы Евро в принципе? Что, кого и от чего они защищают? Насколько украинским автомобилистам интересна тема экологии в принципе, или для нас важнее купить и растаможить немолодое, но дешевое авто из Европы без всяких там ограничений по «Евро»? Есть несколько вариантов развития сложившейся ситуации.

Первый вариант: Оставить все как есть.

Что изменится для автомобилистов? В 2020 приходит Евро-6, возраст теоретически доступного к пригону б/у авто ограничивается 2015 годом выпуска. Также, поскольку моторы с Евро-6 дороже в производстве, с 2020 дорожают новые авто в салонах.

Как это осуществить? Не делать ничего.

Второй вариант: Оставить Евро-5 (4) навсегда, или еще лет на 10-15. Это довольно требовательные стандарты, по всем параметрам превосходящие действующие ранее внутренние нормы, применявшиеся при конструировании автомобилей на постсоветском пространстве.

Что изменится для автомобилистов? В результате мы получим запас времени на обновление автопарка (будем считать, что в ближайшее время налоговые вопросы растаможки будут решены на пользу автомобилистам), и сможем плавно вытеснить старые автомобили, созданные еще в советские времена, более современными иномарками. Цены на новые авто (если заводы будут готовы производить комплектации с Евро-5 для Украины) не изменятся в сторону повышения.

Как это осуществить? Принятием в Верховной Раде законопроекта №5561 или законопроекта №6238 (но с ограничением по возрасту пригоняемого б/у авто в 10 лет).

Третий вариант: Применять требования Евро только для новых авто. В ЕС законодательная база именно так и устроена: для автозаводов и продавцов нормы Евро обязательны, а для вторичного рынка почти никаких ограничений нет – перепродавайте свое авто, хоть 60-70-х годов выпуска сколько угодно. Внутри Украины также нет ограничений на перепродажу б/у авто с учетом норм Евро, но при первой регистрации импортированного ТС сертификат соответствия стандартам Евро требуется. Возможно, если Украина станет членом ЕС, именно так и будет устроена логика применения «Евро», но пока говорить об этом очень рано.

Что изменится для автомобилистов? Появится возможность пригонять любого возраста и типа авто из-за рубежа (ради эксперимента будем считать, что размер растаможки будет позволять это сделать). Новые авто с наступлением 2020 года немного подорожают.

Как это осуществить? Принятием в Верховной Раде законопроекта №5561.

Четвертый вариант: Отмена ограничений по «Евро» при первой регистрации с введением экологического налога. Можно пойти по принципу, подобному тому, который действует в Германии. Годовой налог за новый автомобиль там составляет пару евро (максимум – десятков евро). Чем старше авто, чем больше оно производит вредных веществ, — тем дороже его содержание. Двадцатилетний автомобиль у немцев стоит фактически копейки из-за того, что эксплуатировать его невыгодно – налог может составить более тысячи евро в год, плюс расходы на суровый техосмотр… Размеры сборов нужно устанавливать пропорционально к возможностям населения, и если подобную схему применять в Украине, то ни о каких тысячах евро речь идти не может. Тем не менее, повышение транспортного налога с возрастом автомобиля является прямым стимулом для покупки нового авто, которое будет более дружелюбно к окружающей среде.

Что это изменит для автомобилистов? Они сами смогут решать: пригнать дешевую машину «в годах», но быть готовым платить повышенный эко-налог, или же постараться приобрести авто «посвежее». Поступления от экологического налога можно будет использовать для поддержки покупателей электромобилей, выдавая им субсидии на покупку новых электрокаров.

Как это осуществить? Ввести экологический налог обещают в Минприроды. Правда, при этом почему-то не говорят ни слова об изменениях ограничений по Евро для импорта автомобилей. А напрасно: к вопросу стоит отнестись более комплексно.Источник: