Дешевые авто из Канады в Украину: эксперт рассказал, почему это миф

1789

В начале 90-ых годов было модно говорить об инвесторах из Канады и вообще об украинской канадской диаспоре, которая будет помогать развивать нашу экономику. Организовывалось немало конференций, переговоров и громадное количество общественных и бизнес организаций для развития деловых связеймежду северной страной и нами. Но уже в середине 90-ых мода на Канаду закончилась, когда стало понятно, что реальных инвестиций из этой страны ожидать не приходится.

С августа в Украину повезут дешевые иномарки из Канады
До недавнего времени. После недавнего заключения соглашения о создании зоны свободной торговли между Украиной и Канадой надежда на западного партнера снова воспрянула. И в обществе снова заговорили о том, что канадцы помогут нам сотворить экономическое чудо, об этом пишет в своем блоге для UBR финансовый аналитик Александр Охрименко.

Стоит сразу уточнить, что у Канады такого рода соглашение (о ЗСТ) заключено с большим количеством стран: прежде всего, в Латинской Америке, Азии и Европе. Но самый важный экономический договор для нее — это Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой.

Сотрудничество с Соединенными Штатами — это фундамент, на котором стоит канадская экономика. Следующими по значимости торговыми партнерами являются страны Евросоюза. С ними Канада подписала договор о ЗСТ в 2016 г. Ну и конечно Китай — он также находится в приоритете.

Что же касается Украины, то здесь речь идет скорее о договоре PR-характера, чем о реальном экономическом соглашении.

Чтобы это понять достаточно вспомнить об объемах нашей торговли с Канадой— о них не любят говорить политики и чиновники, которые сейчас хвастаются торговым договором. Ведь эти объемы более чем скромны: за 2016 г. мы отправили в эту страну своих товаров лишь на $26 млн. — это 0,09% украинского экспорта. За первой квартал 2017-го эта цифра подросла 0,11% — рост налицо.

С импортом ситуация ненамного лучше. Доля Канады в наших покупках составляет мизерные 0,8%. И если оценить торговый баланс, то выяснится, что наш дефицит внешней торгов с данной страной составляет $138 млн.

Возникает резонный вопрос: почему так получилось?

Главным образом, потому что экономика Канады интегрирована с экономикой США, ЕС и Китая. Украине просто нет места на канадском рынке. Не говоря уж о том, что эта страна — наш главный конкурент на мировом рынке зерна. На пару с ней мы лидируем в продаже пшеницы, ячменя, овса.

Если разбирать «по косточкам» структуру украинского экспорта в Канаду, то мы увидим, что больше всего наши компании отправляли туда дубильных веществ, отходов цветных металлов, игрушек и элементов транспортных средств — запчастей для шахтовых вагонеток. Структура же импорта выглядит иначе: Украина активнее всего закупала в Канаде продукцию химической и нефтехимической промышленности.

Это главная причина, по которой нам удалось так быстро и без проблем подписать соглашение о ЗСТ — украинские компании не создают никаких препятствий для отечественных производителей Канады.

Торговый договор рассчитан на будущее: если канадским потребителям со временем потребуется какая-то наша продукция, украинские предприятия смогут ее поставлять без пошлин.

Автомобильный казус
Пока же соглашение о ЗСТ порождает курьезы. СМИ поспешили написать, что благодаря этому документу украинцы смогут покупать канадские б/у автомобили без пошлин и завозить в нашу страну. Все потому что не все эксперты внимательно изучили договор, в котором на самом деле написано обратное — что украинцы смогут без пошлин продавать свои б/у машины в Канаде. Именно на это обнуляются пошлины — на экспорт украинских авто к торговому партнеру.

Что же касается импорта машин с пробегом из Канады в Украину, то здесь проблемы и не было — пошлина не взималась. Так что чиновники просто не могли ничего отменить.

Вообще же нужно помнить, что зона свободной торговли поэтапно аннулирует большую часть таможенных пошлин как на экспорт, так и на импорт. Но не отменяет НДС, а также другие налоги и дополнительные сборы: ими продолжит облагаться продукция, завозимая из Канады в Украину.

Хочется верить, что ЗСТ с Канадой будет стимулировать ожидаемые инвестиции в Украину. Хотя раздел об инвестициях в самом соглашении составлен в декларативной форме, равно как и раздел сотрудничества двух стран на мировом рынке.

Никто не спорит, что нашему государству нужно подписать побольше соглашений о ЗСТ и поддержать отечественных экспортеров. Рост украинской экономики следует стимулировать. Однако чиновникам стоит лучше расставлять приоритеты и изначально продумывать перспективы — в торговле с какими странами их больше у Украины. И перво-наперво прорабатывать самые интересные для нас рынки. Они должны быть в приоритете, а уже за ними должны следовать потенциально перспективные. Было бы неплохо, чтобы чиновники стали об этом задумываться. Конечно же после того как закончат празднование создания ЗСТ с Канадой.