Что осталось от украинского экспорта автомобилей

2121

Похоже, делать выводы из истории с полным закрытием автопрома в Австралии и примерять подобный сценарий на себя Украине придется очень скоро. По сравнению с предыдущими годами, экспорт украинских автомобилей упал до значений статистической погрешности. Об этом свидетельствует статистика, предоставленная ассоциацией «Укравтопром». Если в первой половине 2014 года мы продали за рубеж 1413 легковых авто, то в 2017 едва преодолели планку в 71 штуку. Почему так происходит, разбирались autonews.ua

ЛЕГКОВУШКИ: ПРОДАЕМ ПО ОДНОЙ-ДВЕ ШТУКИ
В ассоцииации «Укравтопром» говорят, что за первое полугодие 2017 года мы экспортировали всего 71 легковой автомобиль производства «АвтоЗАЗ».
«В основном это Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова — им отправили по одной-две штуки. В Россию уехало шесть штук», — рассказывает autonews.ua вице-президент ассоциации «Укравтопром» Вадим Хазан.
По данным корпорации «УкрАВТО», Запорожский автомобилестроительный завод предлагает пять экспортных вариантов своей продукции. Это три модификации ЗАЗ LANOS (седан, хетчбек и пикап), и два автобуса — I-VAN А07А (в городском и пригородном вариантах) и городской низкопольный I-VAN A10C31.

ГРУЗОВИКИ: ГЛАВНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ — РОССИЯ
«По грузовикам уже полегче», — отмечают в «Укравтопроме». Согласно статистике, за первые шесть месяцев этого года Украина экспортировала 175 грузовых автомобилей. Речь идет о продукции завода «АвтоКРАЗ».
«Есть чисто бортовые модели, есть самосвалы, и что-то продаем на шасси спецтехники с навесным оборудованием», — добавляет Вадим Хазан.
Интересно, что несмотря на войну в Россией и экономическое противодействие агрессору, львиная доля «КраЗов» ушла именно туда.

Самые крупные покупатели украинских грузовиков:
⦁ Россия — 64
⦁ Египет — 33
⦁ Литва — 12
⦁ Эфиопия — 9

«В том, что мы продали 33 машины в Египет, нет ничего удивительного — это давний наш рынок. Из интересных стран — 1 автомобиль мы продали в Буркина Фасо (Западная Африка), 1 — в Лаос (Юго-Восточная Азия). Всего мы в первом полугодии мы поставляли грузовики в 22 страны — куда-то десятками, а куда и по одной-две машины», — говорят autonews.ua в «Укравтопроме».

АВТОБУСЫ: ПЕРЕСЧИТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ
С экспортом автобусов у нас все просто — с января по июнь был заключен только один контракт по поставке 12 штук в Польшу. Речь идет о партии запорожских I-VAN A10C — низкопольных городских автобусов, расчитанных на перевозку 62 пассажиров.

О ДИНАМИКЕ НАГЛЯДНО
Чтобы понять, насколько это удручающие цифры, достаточно сравнить их с показателями даже трехлетней давности, когда на востоке Украины шел конфликт.

Экспорт легковых автомобилей:
⦁ первое полугодие 2014 — 1413 штук
⦁ первое полугодие 2017 — 71 штук
Экспорт автобусов:
⦁ первое полугодие 2014 — 85 штук
⦁ первое полугодие 2017 — 12 штук
Экспорт грузовиков:
⦁ первое полугодие 2014 — 555 штук
⦁ первое полугодие 2017 — 175 штук

Совсем несопоставимыми выглядят нышешние показатели по сравнению с 2008 годом, который считается пиковым в плане экспорта техники. Тогда одних только новых легковых автомобилей Украина поставила за рубеж 75 тысяч штук.
«На фоне этих цифр сейчас экспорта у нас нет», — говорят в «Укравтопроме».

ГОСУДАРСТВУ НЕ НУЖНО, А КОНКУРЕНТЫ НЕ ДАЮТ ПОДНЯТЬ ГОЛОВЫ
По словам ua вице-президента ассоциации «Укравтопром» Вадима Хазана, наращивать темпы экспортного производства украинским заводам мешает сильная конкуренция, в первую очередь — со стороны России. «По грузовым автомобилям мы даже не можем поставить на производство новые модели, потому, что они будут неконкурентноспособными с российскими. В РФ машины на 12% стоимости дотируются государством, что сразу ставит наш автопром в проигрышное положение. Мы уже год пытаемся заставить Минэкономики начать антисубсидарное расследование, но они его не начинают. То есть, если государство это устраивает, если ему не нужен авто, то что мы хотим от автопроизводителей? У нас автомобильный рынок не стимулируется, производству не помогает никто и ничем», — говорит autonews.ua Вадим Хазан.

Более того, украинские производители проигрывают борьбу за покупателя и на внутреннем рынке. «Это нонсенс — дешевая российская продукция свободно заходит в Украину и торгуется только так! И выигрывает тендера. Могу сказать, что только за первое полугодие 2017 года российскими производителями выиграно тендеров на 56 миллионов гривен (в основном, грузовики и автобусы ГАЗ, ПАЗ)», — подытоживает Вадим Хазан.