Битва «бляхами»: в Украине накаляется ситуация с авто на иностранной регистрации

5115

На прошлой неделе автомобилисты, которые ездят на машинах с иностранной регистрацией, устроили массовый митинг под Верховной Радой. Они требовали не принимать закон о ежедневном сборе в два евро для нерастаможенных авто, который депутаты предлагают перенаправлять на ремонт украинских дорог.

После транспортного коллапса в центре столицы, который произошел из-за митинга, активисты договорились с депутатами о том, что в документ будут внесены правки. Однако какие именно — пока неизвестно. В тоже время, бизнес не ожидает падения продаж таких авто даже при введении ежедневного сбора для машин с иностранной регистрацией.  Все подробности противостояния водителей, ездящих на иностранных номерах, с государством — в материале РБК-Украина.

Езда по схемам

По разным оценкам, в Украине находится до двух миллионов автомобилей с иностранными номерами. В законопроекте №5567, который предусматривает легализацию таких машин, указывается цифра в 1,5 млн. приграничных регионах сейчас около 80-90% всех машин — с иностранной регистрацией», — отметил РБК-Украина руководитель организации «АвтоЕвроСила» Олег Ярошевич .

Точных данных о количестве таких автомобилей в стране не может назвать никто, говорит директор информационно-аналитической группы Autoconsalting Олег Омельницкий. Он считает, что данные активистов завышены. «Сейчас в Украине 9 млн авто с украинской регистрацией. Если бы автомобилей с иностранными номерами было хотя бы 1,5 млн, это означало бы, что каждый десятый автомобиль в Украине — такой», — отметил эксперт.

По словам Омельницкого, пограничная служба, которая должна была бы владеть точными данными, оперирует лишь общей цифрой. Так, служба сообщает, что в прошлом году украинскую границу пересекло 4,5 млн авто. Однако, говорит директор Autoconsalting, сколько раз границу пересекал один и тот же автомобиль — неизвестно.

В Украине есть две основные схемы, которые позволяют украинцам ездить на нерастаможенных авто. Первая — можно оформить транзит. В этом случае придется каждые пять дней пересекать границу через одну и ту же таможню. Либо каждые 10 дней, если авто въезжает через один пункт пропуска, а выезжает через другой.

Вторая схема — автомобиль с иностранными номерами можно ввезти в Украину на год по правилам Стамбульской конвенции. Она предполагает таможенный режим, который позволяет принимать на территорию Украины автомобили без ввозной пошлины. В таких случаях авто должно быть зарегистрировано на нерезидента, в Украине, в консульстве соответствующего государства. Гражданин Украины может спокойно ездить на этом автомобиле, если по документам он — совладелец машины и вписан в техпаспорт, выданный за границей.

Александр из Киева купил себе Volkswagen Golf III в Литве. До этого у него был 25-летний «Жигуль». После того, как за его ремонт на СТО потребовали 1 тыс. долларов, мужчина решил купить недорогой автомобиль на номерах ЕС. Он нашел литовский сайт, на котором за 1 тыс. евро продавали автомобили более высокого класса, чем подержанный «Жигуль». Покупка авто заняла около недели. Пришлось потратить 1200 гривен на билет и оформить визу в Литву. Там мужчина купил Volkswagen 1996 года за 800 евро. «Машина была в отличном состоянии, изначально на ней ездили немцы, потом литовцы, но все равно тут, в Украине, никто не верит, что машине 20 лет, настолько она хорошо сохранилась», — рассказал РБК-Украина Александр.

По его словам, автомобиль зарегистрирован на какую-то литовскую фирму, мужчина оформил транзит. Поэтому приходится каждую неделю выезжать на нем за пределы Украины. Но для Александра это не проблема, так как он работает в охранной фирме — сопровождает автомобили с грузами за границу, перевозит документы. Но если введут оплату за транзит авто — два евро в день, он продаст машину на запчасти, потому что его доход не позволяет платить такие деньги. «Чтобы люди ездили на автомобилях с украинской регистрацией, нужно, чтобы растаможка стоила дешевле. Если бы сделали тариф хотя бы 30-40% от стоимости авто, а не так как сейчас, когда растаможка стоит дороже самой машины», — сетует Александр.

Харьковчанин Игорь купил три автомобиля на иностранных номерах. Два из них служат для него дополнительным заработком — он сдает их в аренду. Полтора года назад Игорь поехал к другу в Вильнюс, и тот предложил ему сходить на авторынок. «Там было много хороших автомобилей по 2-3 тыс. евро и меня это поразило. Я спросил, почему они такие дешевые, а друг сказал, что это еще не предел», — рассказывает Игорь. Тогда он купил Opel Astra 1998 года за 800 евро и зарегистрировал его на литовского друга. Правда, Игорь признается, что в Украине пришлось еще вложить 5 тыс. гривен в ремонт. После этого автовладелец несколько месяцев ездил на этом автомобиле, а позже сдал его в аренду строительной фирме. Чтобы машину не нужно было каждую неделю вывозить за границу, Игорь попросил друга написать нотариальную доверенность на нерезидента Украины. Этим нерезидентом стал иностранный студент из мединститута, который находится недалеко от его офиса. Полгода назад Игорь по такой же схеме, но уже в Баварии, приобрел Toyota Prius 2006 года, и тоже оформил авто на литовского друга. Этот автомобиль поновее и в хорошем состоянии, поэтому и стоил подороже — более 4 тыс. евро. Третьим авто оказалась Skoda 1999 года, стоимостью 850 евро. Ее он сдал в аренду службе такси.

За иностранный номер — два евро в сутки

Парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики уже поддержал законопроект №4932 о введении платы за пребывание в Украине автомобилей на иностранных номерах. Полученные средства авторы законопроекта — народные депутаты от «Народного фронта» — предлагают тратить на ремонт и строительство автомобильных дорог в Украине. В дальнейшем сборы планируется направлять в Дорожный фонд, который заработает с 2018 года.

Если законопроект примут, водителям легковых авто на иностранной регистрации придется платить за пользование украинскими дорогами 2 евро в сутки, 34 евро в месяц или 340 евро в год. Эта норма касается машин весом до 3,5 тонн, где не более девяти сидячих мест. «Сумма к уплате символическая для европейцев, которые будут платить эти взносы. Есть бонус — чем дольше они будут находиться в Украине, тем меньше плата», — объясняет глава фракции НФ в Верховной Раде Максим Бурбак.

Для грузовых авто и автобусов сбор будет больше — 40 евроцентов за каждый километр проезда. При этом с грузовиков еще будут взимать от 5 до 10 евро за проведение контроля, в зависимости от массы машины с грузом. Проведение контроля для автобусов будет стоить от 2 до 5 евро в зависимости от количества посадочных мест. При нарушении срока пребывания таких авто в Украине, плата за проезд за каждый последующий день будет равна ставке за один день пребывания транспортного средства.

В пояснительной записке к документу сообщается, сбор для автомобилистов на иностранных номерах необходимо вводить, потому что ставки единого сбора на пунктах пропуска через госграницу не пересматривались почти 15 лет. Также отмечается, что, по информации Госпогранслужбы, в среднем за год границу Украины пересекают около 10 млн иностранных авто, весом до 3,5 тонн. Учитывая это, при введении единого сбора прогнозируется увеличить поступления в общий фонд госбюджета на 2 млрд гривен.

24 мая водители нерастаможенных автомобилей, в том числе, активисты организации «АвтоЕвроСила», организовали акцию протеста против этого законопроекта у стен Верховной Рады. Автомобилисты угрожали перекрыть улицу Грушевского и начать жечь шины. Митинг продолжался два дня, после чего автомобилистам удалось встретиться с Максимом Бурбаком.

В комментарии РБК-Украина Максим Бурбак сообщил, что, по итогам встречи с активистами, они договорились о начале консультаций, итогом которых должно стать внесение

Из его слов следовало, что о каких-то конкретных правках речь пока не идет — они не разработаны и, соответственно, ни с кем не согласованы. В тоже время отказываться от главной идеи — машины на иностранных номерах должны платить за передвижение по украинским дорогам — в НФ, похоже, не собираются. «После того, как мы получим безвиз, с 11 июня наши 9 млн украинских автомобилистов имеют возможность путешествовать по странам Европы. И я вам скажу, что человек, который едет в Грецию, платит и в Румынии, и в Болгарии. То есть, это зеркальная европейская норма», — заявил депутат.

«У нас есть информация, что приграничные службы Польши сообщили одному из депутатов Верховной Рады, что если украинский парламент поддержит законопроект, Польская республика примет зеркальные меры для всех граждан Украины, которые въезжают на территорию Польши, — рассказалТо есть, вместе с безвизом мы получим новые сборы». По его словам, на сегодня в некоторых европейских государствах установлены тарифы для пользования транспортными коридорами, но они касаются только автомобилей коммерческого назначения, весом больше 3,5 тонн.

По словам активиста, плата в два евро — не единственная норма, с которой не согласны водители. Законопроект, по сути, предусматривает двойное налогообложение, так как сборы на развитие дорог уже заложены в цену топлива: «Около 30% цены топлива — это акциз, который должен идти на ремонт дорог. Мы уже платим три года, но деньги не попадают на ремонт дорог, их разворовывают».

Введение платы в 340 евро в год за передвижение на иностранных номерах нововведение неприятное, но не смертельное и на продаже таких автомобилей практически не скажется. Об этом РБК-Украина заявили в одной из украинских компаний, которые продают автомобили на иностранной регистрации. «Как вы думаете, что лучше — купить новый Ланос или старую Ауди?», — поинтересовались там у корреспондента, рассказав, что средняя цена автомобилей, которые они продают — 3 тыс. долларов.

Среди клиентов таких фирм и водитель Николай, купивший свою машину два месяца назад. Его затраты, включая услуги посредников, обошлись ему в 2700 долларов. Volkswagen Passat B5 зарегистрирован на литовскую фирму, доверенность оформлена на Николая и еще одного человека — нерезидента. Поэтому ездить на границу каждую неделю не нужно, автовладельцу придется только раз в год, вместе с нерезидентом, выезжать из страны. Свой старый ВАЗ -2110 2008 года выпуска с неудобными сидениями и без кондиционера он продал даже дороже, чем купил Volkswagen — за 3 тыс. долларов. «Раньше со своим доходом я мог только мечтать о подобном авто. Мой друг купил такую же модель, но растаможенную, за 6 тыс. долларов. Причем, у него машина была в худшем состоянии, поэтому пришлось вкладываться и в ремонт», — рассказывает Николай.

Одним из аргументов в защиту своего законопроекта Максим Бурбак называет безопасность движения. «Я — депутат-мажоритарщик из Западной Украины, из Черновицкой области. Там очень много таких автомобилей, и могу отметить, что каждое второе ДТП со смертями, или где есть вопрос увечья — это аварии с участием авто с иностранной регистрацией. А часто уже при рассмотрении дела в судах о нанесение вреда третьим лицам выясняется, что нет владельца в Украине, автомобиль не застрахован. Не кому отвечать. Получается так: сбили человека, отвезли автомобиль в лес, и нет владельца, а полиция пусть ищет», — возмущен Максим Бурбак.

Если человек на авто с иностранной регистрацией сбил человека и скрылся с места преступления, его можно найти. Однако такая ситуация существенно усложняет следственные действия, согласился в комментарии РБК-Украина автомобильный юрист Борис Глядик. «Если авто пребывает в Украине в режиме транзита, данные о водителе можно получить на таможне, у приграничной службы. Есть большие шансы, что это именно тот человек, который ввозил авто. Однако если машина была ввезена по Стамбульской конвенции нерезидентом, придется искать вначале этого иностранца, а потом уже через него украинского пользователя авто. В целом же, найти виновника аварии реально, но для этого нужно опросить свидетелей, отследить видео», — подчеркнул Глядик.

По словам эксперта, если ДТП небольшое, получить страховое возмещение практически невозможно. В большинстве случаев, даже если водители берут международный полис обязательного страхования — так называемую зеленую карту — ее берут на короткий срок, а если ДТП случилось уже по истечению срока, то получить возмещение очень тяжело. «Сейчас уже пошла практика, когда покупают для таких авто страховку в Украине. Но так как автомобилем управляют с нарушением требований закона, страховая может отказать», — отметил юрист.

Вырулили из тени

Автомобилисты, протестующие против законопроекта №4932, поддерживают законопроект № 5567, авторами которого выступили более 50 депутатов из разных фракций. Он предусматривает плату за использование машин с иностранными номерами в Украине, но в то же время предполагает их частичную легализацию.

Предполагается, что резидент сможет на год ввезти в страну автомобиль с иностранными номерами, весом до 3,5 тонн, без «растаможки», но под письменное обязательство о его вывозе. При этом, автомобилисты должны будут ежемесячно оплачивать сбор, который составит от 0,2% до 0,3% от стоимости «растаможки» такого авто. Оплату будут увеличивать постепенно: 0,2% она составит в 2018 году, 0,25 % — в 2019-м, а в 2020 и последующие годы — по 0,3%. Участники АТО будут освобождаться от таких платежей. Каждый украинец сможет временно ввезти только один автомобиль. Норма не будет касаться нерезидентов.

Один из соавторов законопроекта, внефракционный народный депутат Юрий Деревянко, рассказал РБК-Украина, что документ позволит усилить контроль за автомобилями на иностранной регистрации. «Их обвиняют в том, что они совершают много нарушений на дороге. В законопроекте есть четкая позиция, что гражданин Украины при временном ввозе в страну, декларирует этот автомобиль на себя, как обязательство временного ввоза и потом вывоза. Такой гражданин попадает в базы данных таможни, СБУ, полиции. У нас будет привязка каждого автомобиля к конкретному гражданину Украины. Тем более что, согласно законопроекту, человек имеет право ввозить только одно авто», — отметил Деревянко. Он уточнил, что документ был разработан из учета требований фактических владельцев автомобилей с иностранными номерами, которые они предъявили комитету по вопросам налоговой и таможенной политики.

По его словам, такими автомобилями пользуется, в основном, средний класс, для которого дорого покупать растаможенные машины. В то же время, эти люди хотели бы легализовать пользование авто, чтобы платить в бюджет, избегая коррупционных схем на таможне. «Люди четко говорят: давайте мы будем платить государству официально каждый год некую сумму. Это может быть 250-300 евро, в зависимости от автомобиля, подчеркиваю, за временное пользование автомобилем и с обязательством этот автомобиль вывезти обратно», — подчеркнул Деревянко, который подсчитал, что если бы все владельцы авто на иностранных номерах платили в бюджет, то это позволило бы собирать за год около 5,5 млрд гривен.

Нормы законопроекта №5567 только усугубляют проблему с автомобилями на иностранной регистрации, уверен сопредседатель таможенного комитета Европейской Бизнес Ассоциации Александр Лазарев. «Езда на автомобилях с иностранными номерами — одно из самых ярких проявлений правового нигилизма в Украине. На них передвигаются резиденты, а, согласно Стамбульской конвенции, должны ездить нерезиденты. Мы закрываем глаза на явное нарушение таможенных правил. Проблему довели до абсурда: вначале никто не взял на себя инициативу по борьбе с этим нарушением, а сейчас пытаемся найти выход из уже сложившейся ситуации. В таком режиме, как депутаты предлагают ввозить авто, мы могли бы ввозить без пошлины любые вещи, для якобы временного ввоза, чтобы попользоваться. Но чем автомобили отличаются от любой другой категории товаров? Так быть не должно», — уверен Лазарев. По его словам, с автомобилями на иностранных номерах связаны две основные проблемы: высокий уровень акцизного сбора и ограничение по экологическим нормам. Большинство таких машин официально растаможить невозможно, потому что они не соответствуют европейским нормам Евро-5.

Лазарев отметил, что у Европейской Бизнес Ассоциации на данный момент нет согласованной позиции, как решить проблему автомобилей на иностранных номерах. Однако единственный возможный путь решения проблемы, который представляется лично ему — отменить акцизный сбор и временное разрешение оформлять машины, не соответствующие нормам Евро-5. «Тогда бы наш бюджет получил существенные деньги», — резюмировал эксперт.

Гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко в комментарии РБК-Украина отметил, что нельзя легализовать автомобили, которые находятся в собственности другого государства. Хотя фактически они принадлежат украинцам, но по документам — это собственность предприятий другого государства. «Ее никак нельзя легализовать в Украине, потому что это может привести к международному конфликту. Чтобы легализовать такое авто, владелец, например, литовская фирма, должна снять с учета такой автомобиль. И потом уже можно сделать для этих машин какую-то амнистию», — предложил эксперт. По его мнению, законопослушные украинцы должны ездить на украинских номерах. «Спросите у немца, сколько бы он смог ездить на украинских номерах? 10 дней максимум! Потом он обязан растаможить автомобиль и поставить на местную регистрацию», — отметил Назаренко.

Эксперт видит решение проблемы во взаимной отмене пошлин на ввоз авто между Украиной и ЕС. «Украина подписала с ЕС Соглашение об ассоциации о свободной торговле. Но какая же это свободная торговля, если у нас есть пошлины? Сейчас у нас действует переходной период в 15 лет, и эти пошлины еще действуют. Но ЕС тоже ввел ограничительные меры в 10% для авто, которые туда будут ввозиться. Если бы мы взаимно сняли эти пошлины, то в Украину мог бы зайти инвестор, который бы создавал авто не только для автомобильного рынка Украины, но и более перспективного — европейского рынка. Нужно садиться за стол переговоров, и обсуждать, какими должны быть налоги на импорт авто, чтобы, с одной стороны, граждане могли завозить в Украину авто недорого, а с другой стороны, чтобы они были приемлемыми для инвесторов», — резюмировал Назаренко.

Не поддерживает легализацию автомобилей с иностранными номерами и директор информационно-аналитической группы Autoconsalting Олег Омельницкий. По его словам, должен действовать «один закон для всех». «Люди, которые уплатили высокие таможенные сборы, могут тоже возмутиться и начать блокировать парламент с требованием вернуть им часть налогов, уплаченных в бюджет государства. Должен действовать единый принцип легализации автомобилей — посредством уплаты таможенных платежей», — резюмировал эксперт.

В то же время, в ответ на призывы активистов президент Петр Порошенко в Луцке заявил, что власти не планируют идти на уступки в вопросе легализации автомобилей на иностранных номерах. В пятницу 26 мая он издал указ с поручением к правительству урегулировать вопросы временного ввоза автомобилей на территорию Украины, опираясь на международные нормы.