Литва или Канада: откуда теперь украинцам выгоднее гнать машину

5898

За последние несколько дней украинских водителей успели обрадовать, огорчить и снова обрадовать. Информация о том, что с 1 августа этого года, после вступления в силу недавно подписанного соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Канадой, в нашу страну можно будет завозить канадские подержанные авто с нулевой пошлиной, а новые – по сниженной ставке, превратилась в настоящий детектив.

А было ли обнуление?

Пока эксперты смаковали все подробности беспошлинного импорта «канадцев», глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко вылил на них ушат холодной воды.

«Читал несколько дней заявления СМИ, чиновников, политиков, экспертов о отмене пошлины на б/у авто из Канады и решил ночью прочесть само соглашение. Оказывается, что чиновники, которые его готовили, и нардепы, которые его ратифицировали, «позаботились» об интересах простых украинцев — собственников б/у авто и отменили пошлину не на импорт авто из Канады, а при импорте наших авто в Канаду. То есть, владельцы стареньких Таврий и Жигулей смогут без пошлин продать свои авто в Канаду. А Вы говорите, что правительство и ВР о народе на заботится», — иронизирует на своей странице в Facebook Назаренко.

Ночные откровения авторитетного эксперта авторынка вызвали настоящую бурю в соцсетях. Впрочем, сопредседатель Таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации и руководитель компании Lamarin (сотрудничает с канадскими компаниями) Александр Лазарев успокоил автолюбителей, заявив, что все дело в ошибке перевода аутентичного варианта графика со ставками пошлин для Канады.

«В украинском варианте график Канады — это график для товаров канадского происхождения, в английском же — график снижения пошлин самой Канадой», — объяснил Лазаренко.

Спор настолько увлек экспертов, что ему добавили «интереса» — тот, кто окажется прав, получит бутылку виски.

Будут ли льготы

Александр Лазарев, настаивает на своей правоте.

«В самом соглашении указано, что именно англоязычная версия документа является основной. В ней же указано, что для новых автомобилей ставка ввозной пошлины обнулится в течение 8 лет, а на б/у – с первого года», — поясняет эксперт.

По его словам, Таможенный комитет ЕБА будет заседать по этому вопросу уже в ближайшее время. Сейчас эксперт ожидает официального ответа по этому вопросу от ГФС. Предварительные пояснения он уже получил и в них содержится та же информация: постепенное снижение пошлины для новых авто из Канады и ее обнуление – для подержанных. Лазарев также поинтересовался в ГФС кому будут доступны льготы – рядовым гражданам или юридическим лицам, то есть, компаниям.

«Обычно условиями межгосударственных соглашений могут пользоваться, в первую очередь, предприятия. Но налоговики ответили, что по таким же условиям смогут завозить авто все граждане», — рассказал эксперт.

В соглашении о ЗСТ указано: в первый год (то есть, с августа 2017 г.) ввозная пошлина на новые автомобили составит 7/8 от базовой ставки (то есть, 7%), во второй – 3/4, в третий – 5/8, в четвертый – 1/2 и т. д.

Исключение составят бензиновые машины с объемом двигателя 2,2-3 л и дизельные с движком более 2,5 л.  Их можно будет завозить без пошлин уже с августа нынешнего года. На б/у технику вне зависимости от типа мотора вводится ставка в 0%.

Кроме ввозной пошлины при растаможке авто платится также 20% НДС и акцизный сбор. Последний составляет 0,102 евро на каждый кубический сантиметр объема двигателя для моторов до 1 л (то есть, до 102 евро), 0,063 евро/куб. см для авто с движками 1 – 1,5 л (63- 94,5 евро), 0,267 евро/куб. см для двигателей 1,5-2,2 л (400,5 – 587,4 евро), 0,276 евро/куб.см для моделей до 3 л (до 828 евро) и 2,209 евро/куб. см для мощных авто с двигателями более 3 л. То есть, скажем, за внедорожник с движком 3,5 л придется заплатить 7,7 тыс. евро акциза.

Для новых и подержанных авто из Канады сохраняется также ограничение по экологическому стандарту – «проходными» являются модели, соответствующие уровню Евро-5, то есть, выпущенные не ранее 2010-2011г.

Стоит ли покупать

Важный нюанс: преференции будут распространяться на транспортные средства лишь канадского происхождения, то есть, собранные на территории этой страны. В Канаде работают заводы нескольких автоконцернов — Fiat-Chrysler, Ford, General Motors, Honda и Toyota. Но на них собираются не все модели этих марок. Производят в Канаде, в частности, Chrysler 300 (объем двигателя 3,6 л), Ford Edge (3,5 л), Honda Civic (1,8 л), Honda СR-V (2,4 л), Toyota Corolla (1,8 л), Toyota RAV4 (2, 5 л), Lexus RX350 (3,5 л). В Канаде собирают также одну модель Volkswagen – Routan (минивэн с мотором 3,6 л).

Есть и местная автомобильная «достопримечательность» — Conquest Knight XV, который выпускается на заводе бронетехники. Это мощный бронированный внедорожник из нержавеющей стали и алюминия, стоимость которого стартует с $629 тыс. Такой числился в автопарке украинского экс-президента Виктора Януковича.

То есть, растаможить сравнительно недорого можно будет считанные модели, к примеру, Honda Civic (1,8 л), Honda СR-V (2,4 л), Toyota Corolla (1,8 л).

Так, при ввозе Honda Civic 1,8л придется заплатить акциз 480,6 евро плюс 20% НДС (стоимость авто 2012 года в среднем 8 тыс. евро, то есть, 1,6 тыс. евро) Приблизительно 2,1 тыс. плюс доставка минимум 1 тыс., получается 4,7 тысяч. Вместе со стоимостью автомобиля — чуть более 12,7 тысяч.

Средняя стоимость растаможки такого авто из Европы — 33% от стоимости (сюда входит акциз, 10% пошлины и НДС). Если брать ту же модель того же года выпуска, то она в Германии будет стоит немного дороже (около 9000), а растаможка плюс доставка потянет на 4,6 тысяч евро. То есть — 13,6 тысяч.

Но в Германии можно выбрать разные варианты дигателя, скажем, 1,4, а там акциз меньше — 88,2 евро получается. А канадского происхождения такой модели нет.

Остальные модели делает непривлекательными высокий акциз. За тот же Chrysler 300 придется заплатить около 8 тыс. евро только акцизного сбора. При, на первый взгляд, достаточно интересной цене в Канаде – порядка 10 тыс. евро за модель 2011-2012 г.г. – налоги (20% НДС плюс акциз) потянут еще на такую же сумму. У нас такое же авто стоит около $24 тыс., то есть, практически столько же.

Впрочем, не исключено, что на самом деле выбор у украинских водителей будет намного шире. Дело в том, что отечественные таможенники в определении страны происхождения ориентируются на данные, указанные в инвойсе, то есть, документах на авто, выданных продавцами. Те же, по просьбе украинских покупателей могут выдать желаемое за действительное, то есть, подтвердить, что машина собрана в Канаде, тогда как в действительности она может быть импортирована из США или Японии. Такое практикуется, к примеру, с б/у авто, которые сейчас импортируются из Европы.

«Японцы» из той же Германии на поверку нередко оказываются собранными на заводах страны восходящего солнца.

«Вопрос — будут ли наши таможенники доверять канадским инвойсам. Потому что при любых сомнениях они могут запускать процесс верификации, а в случае обнаружения обмана покупателю может грозить конфискация авто», — говорит Лазарев.

Профессиональные «гонщики», которые сейчас возят авто под заказ из Европы, уже видят схему, на которой будут зарабатывать таможенники.

«За 200-300 евро они закроют глаза на страну происхождения», — рассказал один из водителей.

При таком подходе авто с небольшими объемами двигателей (до 2,2 л) можно будет завезти на 2-3 тыс. евро дешевле, чем если покупать аналогичное в Украине. Но цены, по сравнению, скажем. с немецкими, в Канаде практически не отличаются. Особенно, если учесть, что однозначно дороже будет стоить доставка.

«Доставка автомобиля из Канады – процесс довольно сложный. Авторынок в Канаде сильно зарегулирован и машины продаются исключительно двумя способами: через авторизированного дилера или на аукционе, в котором могут участвовать только профессиональные дилеры, имеющие лицензию. Второй момент – стоимость доставки от дилера/с аукциона в порт отправления. Цена может варьироваться от $ 295 до нескольких тысяч в зависимости от удаленности выбранного порта. Большинство посредников отправляет автомобили из американских портов, а не из Канады, так как сообщение между Украиной и США налажено более эффективно. Также стоит учитывать, что взаиморасчеты происходят в канадских долларах, что может создать дополнительные трудности. Кроме того, стоимость услуг посредников в Канаде значительно выше, чем в США. В среднем доставка одного автомобиля может перевалить за три тысячи американских долларов», — рассказал президент Association of Troubleshooters Сергей Креймер.

Есть и еще одна статья расходов — сертификация

«Авто в Канаде выпускают, в основном, для продаж внутри страны и рынка США. Они соответствуют, так называемым, американским стандартам, которые отличаются от европейских (другая оптика, красные поворотники). У нас такие модели приходится сертифицировать заново», — рассказал руководитель агентства Autoconsulting Олег Омельницкий. Стоит такая процедура до 1 тыс. евро.

Бывалые водители, которые уже имели дело с «американцами» и «канадцами», говорят и о сложностях обслуживания таких авто в наших условиях.

«Проблема найти нужные запчасти. Приходится заказывать их в США, что резко увеличивает цену. Комплектующие получаются в 2-3 раза дороже, чем аналогичные для европейских моделей, а ждать их нужно до месяца», — рассказал один из киевских автолюбителей.

Все это позволяет экспертам заявлять, что поставки авто из Канады вряд ли станут массовыми. «Активизация может произойти разве что в узких сегментах, скажем, дорогих спортивных или представительских автомобилей американских марок», — считает Омельницкий.

загрузка...